Химия

Урок 20.05.2020

РЕШЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ЗАДАЧ
Цель: учиться проводить химические эксперименты по плану, экспериментальным путем различать вещества, характеризовать их свойства, анализировать результаты и оформлять отчет.

 1. Химическая разминка.
1. В двух пробирках находятся растворы гидроксида натрия и серной кислоты. Подумайте, как различить их, не проводя химических опытов, и осуществите необходимые действия.
 2. Химическая загадка.
1. В аптечке стерлись надписи на склянках с растворами борной кислоты 3BO3) и гидрокарбоната натрия (NaHCO3). Подумайте, как помочь лаборанту восстановить надписи.
2. составьте уравнения химических реакций. Отметьте признаки наблюдаемых явлений.
 3. Химическая задача.
Ученик проводил опыты с медным купоросом (CuSO4 · 5H2O) – кристаллическим порошком голубого цвета. Он растворил порцию соли в воде и добавил раствор гидроксида натрия. Образовался осадок, который ученик после отделения растворил в серной кислоте, а затем выпарил, получив вещество белого цвета.
запишите уравнения реакций и сделайте вывод, какое вещество получилось в итоге эксперимента.

АЛГОРИТМ
ОФОРМЛЕНИЯ ОТЧЕТА ПО РАБОТЕ

1. Запишите название практической работы. 
___________________________________________________________
___________________________________________________________
2. Запишите цели практической работы. 
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
3. Продумайте план выполнения работы. 
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
4. Перечислите необходимое оборудование и реактивы. 
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
5. Продумайте и запишите правила техники безопасности при работе с данными реактивами и оборудованием. 
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
6. Запишите уравнения соответствующих реакций и отметьте их предполагаемые признаки. 
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
7. Получив разрешение учителя, приступайте к выполнению химического эксперимента.
8. Оформите отчет о выполнении в виде таблицы:
Действия
Наблюдения
Уравнения реакций



9. Запишите выводы о химических свойствах исследованных классов веществ. 
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________



Урок 19.05.2020

Парфёнова, Петро, Мурзин - 1 вариант; 
Пастерева, Григорьев, Струнина - 2 вариант, 
Остальные - 3 вариант.
Итоговая контрольная работа за курс 8 класса
ВАРИАНТ-1
Часть 1
При выполнении заданий этой части выберите один правильный ответ.

А1. Число атомов всех химических элементов в молекуле серной кислоты равно:
1) 3
3) 7
2) 4
4) 6

А2. Число протонов, нейтронов и электронов в атоме фтора 
1) p+ – 9; n0 – 10; ē – 19
3) p+ – 9; n0 – 10; ē - 9
2) p+ – 10; n0 – 9; ē – 10
4) p+ – 9; n0 – 9; ē - 19

А3. Группа формул веществ с ковалентным типом связи:
1) H2S, P4, CO2
3) HClNaCl, H2O
2) H2NaCuO
4) CaO, SO2, CH4

А4Вещество, при растворении которого в воде электролитической диссоциации практически не происходит:
1) гидроксид натрия
3) хлорид серебра
2) сульфат калия
4) нитрат алюминия

А5. Одновременно могут находиться в растворе ионы:
1) Na+, H+, Ba2+, OH-
3) Mg2+, K+, NO3-, SO42 -
2) Fe2+Na+, OH, SO42-
4) Ca2+, H+, CO32-Cl -

А6Верны ли следующие высказывания?
А. Оксид фосфора (V) - кислотный оксид.
Б. Соляная кислота - одноосновная кислота.
1) верно только А
3) верно только Б
2) верны оба суждения
4) оба суждения не верны

Ответы: 
А1
А2
А3
А4
А5
А6








Часть 2
В задании В1 на установление соответствия запишите в таблицу цифры выбранных вами ответов. (Цифры в ответе могут повторяться).

В1Установите соответствие между формулой вещества и классом соединения:
Формула вещества:
Класс соединения:
А) Н3РО4
1) соль
Б) SO3
2) основный оксид
В) Сu(OH)2
3) нерастворимое основание
Г) CaCl2
4) кислотный оксид

5) кислота

6) растворимое основание
Ответы:
А
Б
В
Г

Ответом к заданию В2 является последовательность цифр, которые соответствуют номерам правильных ответов. Запишите выбранные цифры в порядке возрастания без пробелов и других символов.

В2. С раствором гидроксида натрия реагируют:
1) сульфат меди (II)
4) азотная кислота
2) оксид меди (II)
5) магний
3) гидроксид калия
6) оксид углерода (IV)
Ответ: __________

Ответом к заданию В3 является число. Запишите это число в ответе без указания единиц измерения.

В3. Масса соли, содержащейся в 150г 5 %-ногораствора соли, равна _____г. (Запиши число с точностью до десятых).
Ответ: _______г.

Часть 3
Запишите номер задания и полное решение

C1. Составьте уравнения химических реакций согласно схеме:
Fe(OH)3 → Fe2O3 → Fe → FeSO4 → Fe(OH)2. 
Назовите все сложные вещества, укажите тип реакции, в 4 химической реакции составьте ионное полное и сокращенное уравнение.
_____________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________Итоговая контрольная работа за курс 8 класса
ВАРИАНТ-2
Часть 1
При выполнении заданий этой части выберите один правильный ответ.

А1. Число атомов всех химических элементов в молекуле фосфорной кислоты равно:
1) 3
3) 10
2) 6
4) 8

А2. Число протонов, нейтронов и электронов в атоме хлора 
1) p+ – 18; n0 – 18; ē – 18
3) p+ – 17; n0 – 18; ē - 18
2) p+ – 17; n0 – 17; ē – 17
4) p+ – 17; n0 – 18; ē - 17

А3. Группа формул веществ с ионным типом химической связи:
1) Na2S, KCl, HF
3) CO2, BaCl2NaOH
2) K2O, NaHNaF
4) Ca, O2, AlCl3

А4.Вещество, которое в водном растворе полностью диссоциирует:
1) оксид меди
3) сульфат бария
2) нитрат калия
4) гидроксид железа (III)

А5. Одновременно не могут находиться в растворе ионы:
1) H+, Ba2+, OH, NO3-
3) Zn2+, K+Cl -, SO42 -
2) Fe2+Na+, NO3, SO42-
4) K+Na+, OH-Cl -

А6Верны ли следующие высказывания?
А. Серная кислота – двухосновная.
Б. Оксид калия – основный оксид.
1) верно только А
3) верно только Б
2) верны оба суждения
4) оба суждения не верны

Ответы: 
А1
А2
А3
А4
А5
А6








Часть 2
В задании В1 на установление соответствия запишите в таблицу цифры выбранных вами ответов. (Цифры в ответе могут повторяться).

В1Установите соответствие между формулой вещества и классом соединения:
Формула вещества:
Класс соединения:
А) LiOH
1) соль
Б) SO2
2) основный оксид
В) HNO3
3) нерастворимое основание
Г) CaCO3
4) кислотный оксид

5) кислота

6) растворимое основание

А
Б
В
Г

Ответом к заданию В2 является последовательность цифр, которые соответствуют номерам правильных ответов. Запишите выбранные цифры в порядке возрастания без пробелов и других символов.

В2. В реакцию с раствором соляной кислоты вступают:
1) ртуть
4) карбонат натрия
2) гидроксид магния
5) хлорид бария
3) оксид натрия
6) оксид серы (VI)
Ответ: __________
Ответом к заданию В3 является число. Запишите это число в бланк ответов без указания единиц измерения.

В3. В 450г воды растворили 50г соли. Массовая доля соли в полученном растворе равна_____%. (Запиши число с точностью до десятых).
Ответ: _______г.


Часть 3
Запишите номер задания и полное решение.

C1. Составьте уравнения химических реакций согласно схеме
Na → NaOH → Cu(OH)2 → CuO → Cu
Назовите все сложные вещества, укажите тип реакции, во 2 химической реакции составьте ионное полное и сокращенное уравнение.
_____________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________ 
Итоговая контрольная работа за курс 8 класса
ВАРИАНТ-3
Часть 1
При выполнении заданий этой части выберите один правильный ответ.

А1. Число атомов всех химических элементов в молекуле азотной кислоты равно:
1) 3
3) 7
2) 4
4) 5

А2. Число протонов, нейтронов и электронов в атоме калия :
1) p+ – 19; n0 – 20; ē – 19
3) p+ – 20; n0 – 19; ē - 20
2) p+ – 19; n0 – 20; ē – 39
4) p+ – 19; n0 – 19; ē - 19

А3. Группа формул веществ с ковалентным типом связи:
1) BaCl2, Cl2, SO3
3) NaOH, NH3, HF
2) H2Ca, ZnCl2
4) N2, H2O, SO2

А4.Вещество, при растворении которого в воде электролитической диссоциации практически не происходит:
1) гидроксид меди (II)
3) нитрат цинка
2) серная кислота
4) хлорид магния

А5. Одновременно могут находиться в растворе ионы:
1) К+Cl-, Сa2+, CO32-
3) Mg2+, H+, NO3-, CO32 -
2) Al3+Na+, NO3, SO42-
4) Fe3+, H+, OH-Cl -

А6Верны ли следующие высказывания?
А. Азотная кислота – кислородсодержащая.
Б. Соляная кислота – кислородсодержащая.
1) верно только А
3) верно только Б
2) верны оба суждения
4) оба суждения не верны

Ответы: 
А1
А2
А3
А4
А5
А6







Часть 2
В задании В1 на установление соответствия запишите в таблицу цифры выбранных вами ответов. (Цифры в ответе могут повторяться).

В1Установите соответствие между формулой вещества и классом соединения:
Формула вещества:
Класс соединения:
А) Zn(OH)2
1) соль
Б) H2SO3
2) основный оксид
В) NaCl
3) нерастворимое основание
Г) CaO
4) кислотный оксид

5) кислота

6) растворимое основание

А
Б
В
Г





Ответом к заданию В2 является последовательность цифр, которые соответствуют номерам правильных ответов. Запишите выбранные цифры в порядке возрастания без пробелов и других символов.

В2. С раствором гидроксида кальция реагируют:
1) серная кислота
4) медь
2) оксид углерода (IV)
5) хлорид натрия
3) карбонат натрия
6) оксид калия
Ответ: __________


Ответом к заданию В3 является число. Запишите это число в ответе без указания единиц измерения.

В3. Масса соли, содержащейся в 300г 3%-ного раствора соли, равна______г. (Запиши число с точностью до десятых).
Ответ: _______г.

Часть 3

Запишите номер задания и полное решение

C1. Составьте уравнения химических реакций согласно схеме:
HCl → ZnCl2 → Zn(OH)2 → Zn(NO3)2 → Zn
Назовите все сложные вещества, укажите тип реакции, для всех реакций запишите полные и сокращенные ионные уравнения.
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Дорогой восьмиклассник!
Работа состоит из 3 частей и включает 10 заданий.
Часть 1 включает 6 заданий базового уровня (А1-А6). К каждому заданию дается 4 варианта ответа, из которых только один правильный. За выполнение каждого задания - 1 балл.
Часть 2 состоит из 3 заданий повышенного уровня (В1-В3), на которые надо дать краткий ответ в виде числа или последовательности цифр. За выполнение каждого задания - 2 балла.
Часть 3 содержит 1 наиболее сложное объемное задание С1, которое требует полного ответа. За выполнение задания ты можешь получить 4 балла.
Баллы, полученные за выполненные задания, суммируются. Максимально ты можешь набрать 16 баллов. Желаю успеха!

Система оценивания работы:

0 – 6 баллов – «2»
7 – 10 баллов – «3»
11 – 14 баллов – «4»
15 – 16 баллов – «5»



Урок 13.05.2020

Тема урока: Окислительно-восстановительные реакции (ОВР).

Цели урока:
Обучающие:
• Рассмотреть сущность окислительно-восстановительных процессов , научить применять «степени окисления» для определения процессов окисления и восстановления.
• научить учащихся уравнивать записи окислительно-восстановительные реакции методом электронного баланса.
Развивающие:
• Совершенствовать умения высказывать суждение о типе химической реакции, анализируя степень окисления атомов в веществах;
• делать выводы, работать с алгоритмами, формировать интерес к предмету.

Воспитательные:
• Формировать научное мировоззрение учащихся; совершенствовать трудовые навыки;
• научить слушать учителя и своих одноклассников, быть внимательным к себе и окружающим, оценивать себя и других, вести беседу.

Ход урока
1. Организационный момент. Актуализация опорных знаний:
Давайте вспомним классификацию химических реакций, которая вам известна.
• По числу и составу реагентов и продуктов,
• По тепловому эффекту,
• По направлению,
• Участию катализатора.
Есть еще одна классификация, основанная на изменении или сохранении степеней окисления атомов химических элементов, образующих реагенты и продукты реакции. По этому признаку различают реакции

Химические реакции

Реакции, протекающие с изменением                          реакции, протекающие  без изменения степени
степени окисления элементов, образую-                     окисления
щихся  вещества, участвующих в реакции (ОВР)



Степенью окисления называется условный зарядатомов в химическом соединении, вычисленный  исходя из предположения, что это соединение состоит из простых ионов.
Для того, чтобы рассчитать степень окисления, нужно воспользоваться несложными правилами:
1. Степень окисления кислорода почти всегда равна  -2.
2. Степень окисления водорода почти всегда равна +1.
3. Степень окисления металлов всегда положительна и в максимальном значении почти всегда равна номеру группы.
4. Степень окисления свободных атомов и атомов в простых веществах всегда равна 0.
5. Суммарная степень окисления атомов всех элементов в соединении равна 0.

Какая будет степень окисления серы и фосфора
 В молекулах алгебраическая сумма степеней окисления элементов с учётом числа их атомов равна 0.
H2+1SxO4-2                                                            Н3РО4
(+1. 2 +X + (-24 = 0
X = +6
H2+1S+6O4-2
Какие типы химических реакций вы знаете?

К ОВР относятся все реакции замещения, а также те реакции соединения и разложения, в которых участвует хотя бы одно простое вещество.
Дать определение ОВР.
ОВР – это реакции, в ходе которых меняются степени окисления.
И еще одно определение. «Химические реакции, которые протекают с изменением степеней окисления атомов в молекулах реагирующих веществ, называются окислительно-восстановительными».
Почему эти реакции так называются?
Рассмотрим примеры таких химических реакций.
В качестве примеров ОВР
H2SO4 Mg =MgSO4+H2
Обозначим степень окисления всех элементов в формулах веществ – реагентов и продуктов этой реакции:
Как видно из  уравнения реакции, атомы двух элементов магния и водорода, изменили свои степени окисления.
Что с ними произошло?
Магний из нейтрального атома превратился в условный ион в степени окисления +2, то есть отдал 2е:
Mg – 2е      Mg +2 
Запишите в свой конспект:
Элементы или вещества, отдающие электроны называются восстановителями; в ходе реакции они окисляются.
Условный ион Н в степени окисления +1 превратился в нейтральный атом, то есть каждый атом водорода получил по одному электрону.
+1 +2е        Н2
Элементы или вещества, принимающие электроны, называются окислителями; в ходе реакции они восстанавливаются.
Эти процессы можно представить в виде схемы:
Соляная кислота + магний            сульфат магния+ водород
CuSO+Fe (железный гвоздь)   = Fe SO+Cu(красивый красный гвоздь)
Fe 0 – 2е       Fe +2
Cu+2 +2е        Cu0
Кто-то теряет, а кто-то находит…
 Процесс отдачи электронов называется окислением, а принятия –    восстановлением.
В процессе окисления степень окисления повышается, в процессе восстановления – понижается.
Эти процессы неразрывно связаны между собой.
3. Метод электронного баланса как способ составления уравнений ОВР
Далее рассмотрим составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса. Затем расставляются коэффициенты. В основе метода электронного баланса лежит правило: общее число электронов, которые отдаёт восстановитель, всегда равно общему числу электронов, которые присоединяет окислитель.
Среди изученных нами реакций к окислительно – восстановительным реакциям относятся:
1. Взаимодействие металлов с неметаллами.
                            2Mg + O=2MgO
Вос-ль             Mg-2e ---Mg+2                  2      окисление
Ок исл-ль           O+4e ---2O-2           1     восстановление   

                               
     2. Взаимодействие металлов с кислотой.
                                H2SO4 + Mg =MgSO4+H2

Вос-ль             Mg-2e ---Mg+2                   2      окисление
Ок исл-ль           2O-2 +4e --- O20           1     восстановление   

3. Взаимодействие металлов с солью.
                                CuSO4 + Mg =MgSO4+Cu

Вос-ль                 Mg-2e ---Mg+2                   2      окисление
Ок исл-ль           Cu+2 +2e --- Cu0           1     восстановление   

Диктуется реакция, один учащийся самостоятельно составляет схему реакции у доски:
H2 + O2 → H2O
Определим, атомы каких элементов изменяют степень окисления.
H2° + O2° → HO2).
Составим электронные уравнения процессов окисления и восстановления.
(H2° -2e → 2H+ – процесс окисления,
O2°  +4e → 2O-²  - процесс восстановления,
Н2 – восстановитель, О2  - окислитель)
Подберём общее делимое для отданных и принятых е и коэффициенты для электронных уравнений.
(∙2| Н2°-2е → 2Н+  - процесс окисления, элемент – восстановитель;
∙1| O2°  +4e → 2O-²  - процесс восстановления, элемент – окислитель). 
Перенесём эти коэффициенты в уравнение ОВР и подберём коэффициенты перед формулами других веществ.
2H2 + O2 → 2H2O.

План составления уравнений ОВР
и электронного баланса к ним
1. Записать схему реакции.
2. Определить, атомы каких элементов  изменяют степень окисления.
3. Составить электронные уравнения процессов окисления и восстановления.
4. Подобрать общее делимое для отданных и принятых электронов и коэффициенты для электронных уравнений.
5. Перенести эти коэффициенты в уравнение ОВР и подобрать коэффициенты перед формулами других веществ.

Упражнения для закрепления материала

1. Процесс отдачи электронов – это … (процесс окисления).
2. Атомы, ионы или молекулы, принимающие электроны, - это…  (окислители).
3. Процесс принятия электронов – это … (процесс восстановления).
4. Алюминий в реакции 
3H2SO4 + 2Al = Al2(SO4)3 + 3H2
является …  (восстановителем).
5. Хлор в реакции 
2Fe + 3Cl2 = 2FeCl3
является…  (окислителем).


Схема
Степени окисления атомов и процессы окисления-восстановления
- отдача электронов, окисление
                              -4  -3  -2   -1   0   +1  +2 +3 +4 +5 +6  +7
                                      -  присоединение электронов, восстановление
 Игра «Найди пару»
Даны химические реакции: на одной половине – исходные вещества, а на другой – продукты реакции. Необходимо найти правильную половинку для каждой из предложенных реакций, затем определить, к какому типу эта реакция относится. Если ОВР, то необходимо расставить коэффициенты в реакциях методом электронного баланса. (Работа в парах).
1
KOH + HCl
?
1
 H2SO3
2
CaCO3

2
KCl + H2O
3
Н2 + О2

3
 Al 2O 3
4
Al + O2

4
CaO+ CO2
5
SO2+H2O  

5
 H2O

 Делаем вывод: «В чем же заключается суть ОВР?»
Окислительно-восстановительные реакции представляют собой единство двух противоположных процессов: окисления и восстановления. В этих реакциях число электронов, отдаваемых восстановителями, равно числу электронов, присоединяемых окислителями. При этом независимо от того, переходят ли электроны с одного атома на другой полностью или лишь частично, оттягиваются к одному из атомов, условно говорят только об отдаче или присоединении электронов.
В тетрадях запишите вывод: весь окружающий нас мир можно рассматривать как гигантскую химическую лабораторию, в которой ежесекундно протекают химические реакции, в основном окислительно-восстановительные.

Домашнее задание.
§ 43, упр.1, 3, 7, выписать типичные окислители и восстановители (стр.234-235).



Урок 12.05.2020

Тема урока: Генетическая связь между классами неорганических соединений

Генетическая связь между классами неорганических соединений
Цели урока:
1. Проверить умения распознавать формулы основных классов неорганических веществ (оксидов, кислот, оснований, солей), а также классифицировать химические элементы на металлы и неметаллы.
2. Продолжить развитие умений строить логические связи, осмысленно двигаясь по генетической цепочке “ простое вещество – оксид – гидроксид – соль”, а также умение делать выводы.
3. Продолжить формирование понятия о единстве органических и неорганических веществ, об отсутствии резкой границы между веществами живой и неживой природы.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Основная часть.
Тема урока: “Генетическая связь между классами неорганических соединений”. На уроке мы с вами рассмотрим небольшие фрагменты взаимопревращений веществ, вспомним классификацию неорганических веществ, поговорим о единстве и многообразии химических веществ. 

Давайте представим известные нам классы соединений в виде единой схемы 
Запишите схему в тетрадь.
Деление веществ на классы достаточно условно. Например, мы знаем, что кислоты подразделяются на одно-, двух- и трехосновные, но их обычно не выделяют в отдельные классы соединений. Точно также не являются отдельными классами сильные и слабые кислоты. Это же справедливо и для оснований. 
Между классами существует важная связь, которую называют генетической ("генезиз" по-гречески обозначает "происхождение"). Эта связь заключается в том, что из веществ одного класса можно получить вещества других классов.
Существует два основных пути генетических связей между веществами: один из них начинается металлами, другой – неметаллами.
Такие цепочки называются генетические ряды. Эти ряды образуют “родственные вещества”, которые взаимосвязаны между собой генетическими связями. Т.емеют одно начало. 

Генетические связи - это связи между разными классами, основанные на их взаимопревращениях.
Запишите определение в тетрадь
Зная классы неорганических веществ, можно составить генетические ряды металлов и неметаллов. В основу этих рядов положен один и тот же элемент.
Среди металлов можно выделить две разновидности рядов:
1.Генетический ряд , в котором в качестве основания выступает щёлочь. Этот ряд можно представить с помощью следуюших превращений: металл--основный оксид--щёлочь--соль, например генетический ряд калия K--K2O--KOH--KCl.
2. Генетический ряд, где в качестве основания выступает нерастворимое основание, тогда ряд можно представить цепочкой превращений: металл--основный оксид--соль--нерастворимое основание--основный оксид--металл. Например:
Cu--CuO--CuCl2--Cu(OH)2--CuO-->Cu
Среди неметаллов также можно выделить две разновидности рядов:
1. Генетический ряд неметаллов, где в качестве звена ряда выступает растворимая кислота. Цепочку превращений можно представить в следующем виде: неметалл--кислотный оксид--растворимая кислота--соль.
Например:
P--P2O5--H3PO4--Na3PO4.
2. Генетический ряд неметаллов, где в качестве звена ряда выступает нерастворимая кислота : неметалл--кислотный оксид--соль--кислота--кислотный оксид--неметалл, Например:
Si--SiO2--Na2SiO3--H2SiO3--SiO2--Si 
Связь между классами неорганических соединений.
Мы рассмотрели небольшие фрагменты взаимопревращений веществ. Эти взаимопревращения различных веществ называются генетической связью (от слова “генезис” - происхождение) или (“генео” - рождаю)
Понятия “оксид”, “кислота”, “основание”, “соль” образуют систему, находящуюся в тесной взаимосвязи, она раскрывается при получении веществ одного класса из веществ другого класса. Она проявляется в процессе взаимодействия веществ и активно используется в практической деятельности человека. Как вы думаете, ребята, достигли мы цели, которую ставили в начале урока? Сейчас мы это проверим.
IV.Закрепление знаний.
1.Назовите признаки, которые характеризуют генетический ряд.
Даны цепочки превращений: 
a) Br—> HBr —> NaBr —> NaNO3
б) Fe —> FeCl2 —> Fe(OH)2 —> FeO —> Fe
в) CaCO3 —> CaO —> CaC2 —> C2H2
г) Si —> SiO2 —> Na2SiO3 —> H2SiO3
Найдите и выпишите генетические ряды элементов. Запишите уравнения химических реакций, иллюстрирующих переходы для одного генетического ряда.
2.К какому классу (или классам) относятся перечисленные соединения: Na2O, CO2CuO, SO3, Fe2O3? С какими из них будет реагировать концентрированная серная кислота? Напишите уравнения реакций.
V. Домашнее задание:
Ребята, запишите домашнее задание:
P + … —>P2O5; P2O5 + H2O —>…; … + NaOH —> … + H2O
Вставьте пропущенные формулы веществ, расставьте коэффициенты. Генетический ряд какого элемента можно составить в данном случае.



Урок 06.05.2020

Тема: «Соли в свете теории электролитической диссоциации»
План урока
Как вы поняли, сегодня на уроке мы будем изучать, повторять, углублять свои знания о солях. Какие цели поставим для этого:
-Понять что такое соли в свете ТЭД
-Изучить классификацию солей
-Исследовать их свойства.
В словаре Даля происхождение слова соль связано с Солнцем: старинное славянское название Солнца – Солонь.
«Хлеб – соль!» –  так на Руси встречали гостей. Это – пожелание добра. Наши предки верили, что соль защищает от враждебных сил.
Соль – это символ дружбы. «Делить хлеб и соль» –  значит дружить.
В  далёкие времена соль считалась драгоценностью, ценилась, как золото. Её хранили в особых ларцах, меняли на товары, даже на землю. Отсюда народная примета: соль рассыпал – к ссоре, к неудаче.
Старая русская пословица «Без соли не проживёшь» справедлива и в наши дни. Любому пищевому продукту можно найти замену, даже хлебу, без многих удаётся обойтись. Без соли – нет. Человек может выдержать без соли не более десяти суток, так как прекращается пищеварение.  Животным тоже нужна соль. Хищники получают её с мясом и кровью добычи, травоядные ищут выступы соли и лижут их.         
Соль нужна для производства лекарств, бумаги, ткани, мыла, стекла и ещё многого другого.
Источниками соли являются моря и океаны. С древних времён соль добывали в залежах Мёртвого моря, оно считается самым солёным в мире. Также соль находится в природе, в виде залежей минерала галита, это – «каменная соль».  
В России самое солёное озеро Баскунчак.
В древней раздробленной Германии наличие соляных источников на той или иной территории считалось вполне достаточным и убедительным поводом для военного вторжения соседей.
Легионерам Древнего Рима часто платили жалование не деньгами, а солью. Слово «солдат» и английское слово “salary” (жалованье) родились благодаря такому «жалованью».
В XIII в., по свидетельству Марко Поло, в Тибете монетой служила лепёшка из соли с оттиснутым на ней изображением «великого хана», а по словам     М. В. Ломоносова, ещё и в его время за 4-5 плиток «Горной соли» в Абиссинии можно было купить раба.
А ещё говорят, чтобы узнать человека, надо с ним пуд соли съесть. А много ли это? И за какое время можно съесть пуд соли с другом, если в сутки потребность составляет среднем 5г. Рассчитайте, сколько лет потребуется человеку.
Что мы знаем о солях. Дайте определения солей, которые вы знаете.
·        Соли - это сложные вещества, состоящие из атомов металлов и кислотных остатков.
·        Соли - это сложные вещества, состоящие из катионов металлов и анионов кислотных остатков.
·        Соли – электролиты, которые при диссоциации образуют катионы металла и анионы кислотного остатка.

Проблемный вопрос - что мы уже знаем о поваренной (пищевой соли)?
Приём «Составление кластера». 
Состоит из ионов Naи Cl-
Растворимая Ионная химическая связь
N aCl
Твёрдая Белого цвета
Используют для получения стекла Солёная
Хлорид натрия Электролит
Сложное вещество В крови человека и животных
Конечно, соли бывают разные, и природа не ограничилась созданием только хлорида натрия. Какие бывают соли по составу.
Презентация. 
Классификация солей.
С ОЛИ
КИСЛЫЕ СРЕДНИЕ ОСНОВНЫЕ
ГИДРО- ГИДРОКСО-
Средние соли – это продукты полного замещения атомов водорода в молекуле кислоты на металл. CaCO3, Na2SO4; Li3PO4,СаS, MgBr2 ,  
Кислые соли – продукты неполного замещения атомов водорода в двух(трёх)основных кислотах на металл.
Ca(HCO3)2 NaHSO4; Li2HPO4,Са(НSO4)2,NaH2PO4,  
Основные соли – это продукты неполного замещения гидроксогрупп в двух(трёх)кислотных основаниях на кислотный остаток
CaOHCl; Al(OH)2NO3; (MgOH)PO4, (CaOH)2SO4;  MgOHBr 
Обратите внимание, что кислые и основные соли образуются если в реакции вступают по 1 моль двухосновных кислот и двухкислотных оснований.
Алгоритм названия кислых и основных солей.
Названия кислых и основных кислот будет таким же, как у средних солей, но с прибавлением слова -гидро- если соль кислая, или -гидроксо- если соль основная.
Задание.  Написать название солей.
CaOHCl; Na2CO3; Ca(HCO3)2 NaHSO4; Al2(SO4)3; MgSiO3 ; Al(OH)2NO3; (MgOH)3 PO4, Li2HPO4, Са(НSO4)2,  (CaOH)2SO4 ,  Ca(NO3)2,  NaH2PO4,  Na3PO4,  MgOHNO3 : 
Рассмотрим, какими химическими свойствами обладают соли. Вспомните
правила безопасного поведения при работе с кислотами, щелочами, стеклянной посудой.
Задание 1.  Определите названия солей по кислотным остаткам.
1.МеСO3;
2.MеCl2;
3.Ме (NO3)2,
4.Ме3PO4,
5.МеJ;
6.МеSiO3;
7.МеMnO4
Задание. 2. Решить цепочку превращений, записать уравнения химических реакций.
B aOà Ba(OH)2àBaCl2
BaSO4 BaSO4 BaSO4
SO3à H2 SO4àNa2SO4



Урок 05.05.2020

Оксиды, их классификация. Свойства оксидов в свете ТЭД

На данном уроке учащиеся получают представления о классификации оксидов на основные, кислотные и амфотерные, об агрегатных состояниях оксидов, а также рассмотрят химические свойства основных и кислотных оксидов.
Перейдите по ссылке и просмотрите видеоматериал к уроку:
Оксиды – это сложные вещества, состоящие из двух элементов, одним из которых является кислород в степени окисления -2. Следовательно, оксиды – это бинарные соединения.
По агрегатному состоянию они бывают жидкими, примером такого оксида является вода, или оксид водорода, примером твердого оксидаявляется уже известный вам оксид кремния (IV), или песок, а также различные разновидности кварца; примером газообразных оксидовявляются углекислый газ, или оксид углерода (IV), а также угарный газ, или оксид углерода (II).
По химическим свойствам оксиды делятся на солеобразующие и несолеобразующие.Несолеобразующие оксиды не реагируют с кислотами и основаниями, а также не образуют солей. К несолеобразующим оксидам относятся такие оксиды, как оксид углерода (II) – COоксид азота (I) – N2O и оксид азота (II) – NOК солеобразующим оксидамотносятся основные, амфотерные и кислотные.

Основные оксиды – это оксиды, которым соответствуют основания. К основным оксидам относятся оксиды металлов I и II A группыа также оксиды металлов с небольшими степенями окисления (+1, +2). Кроме того, все основные оксиды являются твёрдыми веществами. Например, оксид магния  (MgO) – это основный оксид, потому что магний – металл II A группы, ему соответствует основание Mg(OH)2.CrO – тоже основный оксид, т.к. у хрома степень окисления в данном случае +2, этому оксиду соответствует основание – Cr(OH)2Na2O – основный оксид, т.к. натрий – металл I A группы, ему соответствует основание NaOH.

Основные оксиды вступают в реакции обмена с кислотами. При этом образуется соль и вода. Для того чтобы в этом убедиться, проведём эксперимент: поместим в пробирку немного порошка оксида меди (II), как видите, он чёрного цвета, в эту пробирку нальём раствора серной кислоты и слегка нагреем. Постепенно проходит реакция, т.к. порошок начинает растворяться. Чтобы убедиться в том, что в результате реакции образуется соль, несколько капель содержимого пробирки поместим на предметное стекло и выпарим, после чего на стекле появляются кристаллы соли.
CuO + H2SO4 = CuSO4 + H2O
CuO + 2H+ = Cu2+ + H2O
Основные оксиды вступают в реакции обмена с кислотами. При этом образуется соль и вода. Для того чтобы в этом убедиться, проведём эксперимент: поместим в пробирку немного порошка оксида меди (II), как видите, он чёрного цвета, в эту пробирку нальём раствора серной кислоты и слегка нагреем. Постепенно проходит реакция, т.к. порошок начинает растворяться. Чтобы убедиться в том, что в результате реакции образуется соль, несколько капель содержимого пробирки поместим на предметное стекло и выпарим, после чего на стекле появляются кристаллы соли.

3Na2O + P2O5 = 2Na3PO4
MgO + SO3 = MgSO4
CaO + CO2 = CaCO3

CaO + H2O = Ca(OH)2
CaO + H2O = Ca2+ + 2OH-
CuO + H2O ≠
Кислотные оксиды – это оксиды, которым соответствуют кислоты. К кислотным оксидам относятся оксиды неметаллов и оксиды металлов с большими степенями окисления. Например, оксиду азота (V) соответствует азотная кислота, оксиду фосфора (V) – фосфорная кислота, оксиду серы (IV) – сернистая кислота, оксиду серы (VI) – серная кислота, оксиду кремния (IV) – кремниевая кислота, оксиду углерода (IV) – угольная кислота, оксиду хрома (VI) – хромовая кислота, оксиду марганца (VII) – марганцевая кислота.
N2O5 → HNO3
P2O5 → H3PO4
SO2 → H2SO3
SO3 → H2SO4
SiO2 → H2SiO3
CO2 → H2CO3
CrO3 → H2CrO4
Mn2O7 → HMnO4

Кислотные оксиды вступают в реакции обмена с основаниями, при этом образуется соль и вода. Если через пробирку с известковой водой пропустить углекислый газ, то известковая вода мутнеет, следствие образования соли – карбоната кальция.

CO2 + Ca(OH)2 = CaCO3↓ + H2O
CO2 + Ca2+ + 2OH- = CaCO3↓ + H2O
Кислотные оксиды вступают в реакции соединения с основными оксидами, при этом образуются соли. Например, в результате взаимодействия оксида серы (IV) и оксида калия образуется соль – сульфит калия, в результате взаимодействия оксида кремния (IV) с оксидом натрия при нагревании, образуется соль – силикат натрия, при взаимодействии оксида азота (V) с оксидом бария, образуется соль – нитрат бария.

SO2 + K2O = K2SO3
SiO2 + Na2O = Na2SiO3
N2O5 + BaO = Ba(NO3)2
Кроме этого, кислотные оксиды вступают в реакции соединения с водой, при этом образуются кислоты, однако эти реакции возможные, если оксид растворим в воде.  Для этого подтверждения,  нальём в одну пробирку дистиллированной воды, а в другую – раствор углекислого газа (газированной воды). В первую пробирку добавим оксида кремния (IV). А затем в каждую из пробирок добавим несколько капель лакмуса. В первой пробирке изменений нет, а во второй лакмус окрасился в красный цвет, значит, во второй пробирке кислота. В первой пробирке кислоты не образовалось, потому что оксид кремния (IV) не растворим в воде. 

SiO2 + H2O ≠
CO2 + H2O ↔ H2CO3


Урок 29.04.2020

«Основания, их классификация и химические свойства в свете ТЭД»

Урок 28.04.2020

Тема урока: "Кислоты в свете теории электролитической диссоциации"

Урок 22.04.2020

Тема урока: «Ионные уравнения» 


Урок 21.04.2020

Тема урока: «Электролитическая диссоциация»


Урок 15.04.2020

тема: Растворение. Растворимость веществ в воде.


Урок 14.04.2020

Тема урока: контрольная работа по теме «изменения происходящие с веществами»

Урок 13.04.2020

Урок по химии в 8-м классе. Обобщение и систематизация знаний по теме "Изменения, происходящие с веществами»


Урок 08.04.2020

Тема урока: 
«Типы химических реакций на примере свойств воды»




Урок 07.04.2020

Тема урока: «реакции обмена»

Урок 17.03.2020

"Реакция размножения"

Урок 18.03.2020

Реакции соединения. 


Урок 20.03.2020

Реакции замещения 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Список обязательного чтения по литературе на лето

 Н.М.Карамзин «Бедная Лиза» А.С.Грибоедов «Горе от ума» А.С.Пушкин «Евгений Онегин» М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени» Н.В.Гоголь «Пе...