Русский язык

Урок 20.05.2020

Тема: Синтаксис и культура речи. Синтаксис и орфография.
Повторение.

- Здравствуйте. Запишите число, классная работа и тему урока.
Сегодня мы повторяем «Синтаксис и культура речи. Синтаксис и орфография».
 - Сегодня урок-практикум.
Упр. 444 учебника - повторение словосочетания
Упр. 447. Вы выступите в роли редактора.
Упр. 449. Дайте советы.
 Упр. 452- устно.

- Итак, приступайте. Желаю приятной и плодотворной работы.
- Итоги урока подведите самостоятельно в тетради.


Жду ваши фото в контакте.



Урок 18.05.2020

Тема: Синтаксис и морфология.
Синтаксис и пунктуация. Повторение.

- Запишите число, классная работа и тему урока.
-  Запишите текст, расставьте знаки препинания, выполните морфологический разбор слов 1 предложения, над словами надпишите части речи.

 Превосходный полдень опять был ярок и зелен. Лето только что вошло в полную силу но оно еще не изнурило людей ни работой ни зноем только скотина уже страдала от оводов.
Прозоров нарочно пошел не большой проезжей дорогой а той, знакомой тропой, через покосы, мимо озера и над речкой.

Тест
1. В каком предложении подлежащее выражено неопределенной формой глагола?
а) Стали блестеть, как мокрые, на солнце клейкие листочки.
б) Большая радость - делать счастливыми других.
в) Для меня жить - значит работать.
г) Удивительное зрелище - видеть летящих журавлей.

2. В каком ряду правильно определен грамматический признак выделенного слова?
а) в течение уроку - имя существительное
б) играя на трубе - наречие
в) летучий газ - причастие
г) несмотря на непогоду , я пришел – предлог

3. В каком ряду неверно указан морфологический признак выделенного глагола?
Он стал собираться в дорогу.
а) начальная форма - собираться
б) постоянный признаки - непереходный, совершенного вида, I спряжения
в) возвратный глагол
г) является частью составного глагольного сказуемого.

4. В каком предложении допущена ошибка в употреблении формы прилагательного?
а) Более удобная обувь была моей мечтой.
б) Голоса сегодня звучали звонче.
в) Наиболее громоздкий шкаф пришлось поднимать на ремнях.
г) Друг мой был головастее своего брата.

- Подведите итог урока самостоятельно.

Домашнее задание: §74, упр. 439

Жду ваши работы в контакте.



Урок 13.05.2020

Тема: Р/рПодробное изложение.

- Здравствуйте. Запишите число, классная работа, тему урока.
- Ваша задача – написать подробное изложение по данному тексту.
Учебник упр. 441. Прочитайте и выполните задание. 

 - Итак, вы познакомились с текстом, теперь вы  знаете о чем  будете писать в изложении.

Приступаем к написанию подробного изложения.
-  Выскажите свое мнение, много ли подобных ансамблей в России. Есть ли они в вашей местности? Если есть, то опишите тот, который произвел на вас наиболее сильное впечатление.

-Желаю плодотворной работы.
Жду ваши работы в контакте!

Урок 11.05.2020

Тема:   Синтаксический разбор и пунктуационный разбор предложений с чужой речью. Повторение по теме «Чужая речь».
- Здравствуйте, Запишите число, классная работа и тему урока.
Сделайте конспект видеоурока
Выполните задания
2.стр. 242-243-внимательно прочитать образцы разборов
3.упр.429-письменно разобрать 3 и 4 предложения (синтаксический и пунктуационный разбор)
Молодцы. Жду ваши работы в контакте.

Урок 08.05.2020

Тема: Косвенная речь. Р/р. Сочинение с грамматическим заданием.

- Здравствуйте! Сегодня мы пишем с вами сочинение, но применяя свои знания по теме «Косвенная речь»

Давайте вспомним:
- Что такое косвенная речь?
- Какие знаки препинания нужны при использовании косвенной речи на письме?
- В устной речи как мы выделяем косвенную речь?
Молодцы.

Сейчас работаем с учебником:  §68, упр. 406

Прочитайте начало рассказа Ю. Сотника «Как я был самостоятельным».

День, когда я впервые почувствовал себя самостоятельным, запомнился мне на всю жизнь. Я до сих пор вспоминаю о нём с содроганием.

Накануне вечером мама и папа сидели на лавочке у подъезда нашего большого нового дома и спорили.

— Парню одиннадцатый год! — сердито говорил папа. — Неужели он дня не может прожить самостоятельно?

— Говори что хочешь, Михаил, а я знаю одно, — твердила мама, — если мы Лёшку оставим здесь, для меня вся поездка будет испорчена. Тут даже соседей нет знакомых, чтобы посмотреть за ребёнком.

- Почему писатель употребил в своём рассказе предложения с прямой речью?
Ваша задача – написать, в чём проявляется ваша самостоятельность, применяя косвенную речь. Объем сочинения 150-160 слов.

Жду ваши работы в контакте.

Урок 06.05.2020

Итоговая контрольная работа по русскому языку за курс 8 класса
Внимательно читайте задания.
 1.Укажите, в каком предложении производный предлог пишется вместе.         1) (В)отличие от многих он выполнил задание вовремя.         2) (По) причине задержки в пути лошади отстали, а мы ушли вперёд.         3) Продолжать занятия (в)течение недели.         4) Ошибка была допущена (в)следствие невнимательности 2.Укажите вариант, где во всех случаях на месте пропусков пишется буква Е.         1) н на что не обижаюсь, но каком происшествии не слышал         2) нв ком не сомневаюсь, ндля кого петь         3) н от кого бежать, н с кем поговорить         4) н перед кем отчитываться, н о чем не рассказал 3.Укажите предложение, в котором выделенное слово пишется слитно.         1) Я пошла в парк, что(бы) встретиться с подругой.         2) Теперь я тебе не поверю, что (бы) ты ни сделала.         3) Он купил то (же), что и Мишка.         4) Сегодня так (же) пасмурно, как и вчера. 4.Укажите, какой союз не может употребляться с однородными членами         1) также         2) тоже           3) чтобы         4) однако 5.Укажите, какой из приведённых примеров является словосочетанием         1) под снегом                        2) жёлтый мяч          3) после встречи       4) заяц убежал 6.Укажите словосочетание с подчинительной связью согласование1) зелёная трава     2) его мнение            3) посмотрел на солнце.      4) след медведя 7.Укажите вариант, в котором правильно указано сказуемое в предложении:Твердое сознание долга есть основа характера         1) твердое сознание                          2) есть основа         3) есть                                           4) основа характера  8.Укажите простое неопределённо-личное предложение.         1) Уходим завтра в море         2) Меня вызвали к директору.         3) Смеркалось.         4) В воздухе тишина. 9.Укажите предложение с обстоятельством причины.         1) Кругом кричали коростели.         2) Кораблей не видно было из-за тумана.         3) Вчера я приехал в Пятигорск.         4) Неожиданно он почувствовал боль.  10.Укажите вариант, в котором правильно указаны все определения предложения:От каждого подчиненного Суворов требовал быстрого соображения и точного ответа.         1) каждого, подчиненного, точного         2) каждого, быстрого, подчиненного         3) подчиненного, быстрого, точного         4) точного, быстрого, каждого 11.Укажите предложение с косвенным дополнением         1) Бабушка вязала теплый свитер         2) Я расскажу о своей победе         3) Я нарисую добрую картину         4) С горы хорошо видно дом и школу 12.Укажите, в каком предложении нужно поставить только одну запятую. (Знаки препинания не расставлены).         1) Север дышит ветром ночи и полынь колышет         2) Сила свет красота ночи стали ослабевать         3) Все последнее время стояли пасмурные серые дни         4) Юный лес в зеленый дым одетый теплых гроз нетерпеливо ждет 13.Укажите предложение, в котором нет обособленного оборота (знаки препинания не расставлены).         1) Возмущенный до глубины души мальчишка стиснул зубы.         2) Резкие голоса увлеченных спором людей нарушали тишину ночи.         3) Дорога изрытая глубокими колеями шла вдоль реки.         4) Одетая в легкое белое платье она сама казалась белее и легче 14.Укажите вариант, где правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятыеВера(1)улыбаясь(2)шла по улице(3)глядя на луг(4) украшенный цветами.         1) 1,4                          2) 3,4                          3) 1,2,3,4                    4) 1,2,3 15.Укажите предложение, в котором нет вводных конструкций (знаки препинания не расставлены).1) Сладковатый вкус этого чая казалось принадлежит совсем другому сорту2) Это сияние казалось ему знакомым.3) Бесчисленные золотые звёзды казалось тихо текли наперерыв мерцая.4) Болезнь казалось с каждым днем все более отступала         .Ответы следующих заданий запишите аккуратным разборчивым почерком на бланке ответов рядом с номером каждого задания (№№ 16-24) 1.     Передо мной серело пустынное поле. 2) Один сторожевой курган стоял вдалеке и, казалось, зорко охранял равнины. 3) С утра в степи было по-весеннему холодно и ветрено. 4) Ветер, просушивая колеи дороги, шуршал прошлогодним бурьяном. 5) За мной, на западе, картинно рисовалась на горизонте гряда меловых гор. 6) Темнея пятнами лесов, как старинное, тусклое серебро, она тонула в утреннем тумане. 7) Ветер, дувший мне навстречу, холодил лицо. 8) Степь увлекала, овладевая душой, наполняя её чувством радости. 9) За курганом блеснула ложбина, круглая, налитая весенней водой. 10) Есть что-то чистое и весёлое в этих апрельских болотцах. 11) Над ними вьются звонкоголосые чибисы, серенькие трясогузки перебегают по ее бережкам, оставляя на иле свои звездообразные следы. 12) В воде, мелкой, прозрачной, отражается ясная лазурь и белые облака весеннего неба. 13) Курган был дикий. 14) Ни разу не тронутый плугом, он поражал своим величием 15) «Время его навсегда проходит, - подумал я. – 16) В вековом забытьи он только вспоминает далекое былое, прежние степи, прежних людей
 16 Определите стиль текста _____________________________________________________ 17 Разделите текст на абзацы. Укажите номера предложений, с которых начинаются второй и третий абзацы.____________________________________________________________ 18 Выпишите все наречия из предложений 3-5. по-весеннему, картинно____________________ 19 Выпишите сказуемое из предложения 13 ___________________________________________ 20 Укажите количество словосочетаний в предложении 7 ______________________________ 21 Из предложений 1,2 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом__________________________________________________________________________ 22 Из предложения 15 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ __________________________________________________________________________________ 23 Укажите каким членом предложения является ВЕЛИЧИЕМ в предложении 14 _________________________________________________________________________________ 24 Среди предложений текста найдите такое, которое соединяется с предыдущими при помощи личного местоимения в форме косвенного падежа. Напишите номер этого предложения. ____________________________________________________________________ 25 Установите соответствие между предложениями, взятыми из текста, и их синтаксической характеристикой: к каждому элементу первого столбца подберите элемент второго столбца. 
12) В воде, мелкой, прозрачной, отражается ясная лазурь и белые облака весеннего неба.
А) Простое предложение, осложненное уточняющим дополнением
14) Ещё ни разу не тронутый плугом, он поражал своим величием
Б) Простое предложение, осложненное однородными обособленными обстоятельствами
16) В вековом забытьи он только вспоминает далекое былое, прежние степи, прежних людей
В) Простое предложение, осложненное обособленным определением
8) Степь увлекала, овладевая душой, наполняя её чувством радости
Г) Простое предложение, осложненное обособленными нераспространенными однородными определениями

Д) Простое предложение с обособленным приложением

Урок 29.04.2020

Тема: ЦИТАТЫ И ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ НИХ

- Здравствуйте. Запишите число, классная работа, тему урока.

Исправьте ошибки, запишите  в исправ­ленном виде.
И сказал он Марье Моревне, что я родом из царской семьи, а имя у меня простое и лёгкое: Иван Царевич.
И сказала Баба-Яга, что я давно русского духу не слыхала, а тут ты ко мне сам пришёл.
Дорожный отвечал, что сторона мне знакомая.

Для введения понятия «цитата» используем материал для наблюде­ния теоретические сведения § 72

В результате наблюдения  мы получаем план к теме «Цита­ты и знаки препинания при них»: Запишите в тетради
1)  Что такое цитата? Для чего она служит?
2) Как оформить цитату:
а)               как прямую речь;
б)               как часть предложения;
в)                оформление цитаты, приводимой не полностью;
г)                оформление стихотворной цитаты.

Закрепим на практике.
1.      Упражнение 421


2.  Оформить как цитату:
/. Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно пол­ки за собой повести (Шефнер). 2. Мир - хорошее место, и за него стоит драться, и очень не хочется его покидать (Э. Хемингуэй). 3. Песня меня научила свободе, песня борцом умереть мне велит (М. Джалиль). 4. «Руки, написавшие за 20 лет 400 романов и 35 драм, - это руки рабочего (А. Дюма).

3. упр. 424

Сделайте вывод по теме урока:
- Что такое цитата?
- Какие знаки необходимо поставить при цитате?
- Для чего используют цитаты?

Задание на дом: § 72, упр. 426.
Жду ваши работы в контакте

Урок 27.04.2020

Тема: Диалог

- Здравствуйте! Запишите число, классную работу, тему урока.
Я хотела бы начать урок с одной очень важной притчи. Послушайте ее очень внимательно, после чего ответьте, пожалуйста, на вопросы.

Пришли глухой, слепой и немой к БОГУ.
- Скажи, Господи, за что нам такое несчастье?
- Тебе, - сказал Бог глухому, - за то, что ты никого не слушал, кроме себя. Теперь ты ничего не слышишь, и никто тебе уже не помешает слушать собственные речи и мысли.
- Тебе, - обратился Всевышний к слепому, - за то, что ты никого и ничего не хотел замечать, кроме себя и своих нужд.  Теперь ты избавлен от труда смотреть на то, что не желал видеть.
- А тебе, - продолжил Господь, - указывая на немого, - дана возможность помолчать, ибо переговорить тебя было невозможно. Вы получили все, что хотели, почему же вы не радуетесь, а скорбите?
И несчастные не ответили. Никто из них не предполагал, что все их прежние желания и стремления обернутся горем.
Нужно помнить, что уши даны человеку, чтобы слышать и слушать, зрение – чтобы смотреть и видеть, а язык – чтобы общаться и быть понятым.

- А теперь скажите, ответы запишите:
1. Как называется текст?
2. Сколько в нем частей?
3. С какой целью написан текст?
4. Кому он может быть полезен?
5. Касается ли вас нравоучительный характер притчи?

- И я предлагаю сделать девизом сегодняшнего урока слова Л. Н. Толстого:

«Слово сближает людей,
и поэтому надо
 стараться говорить так, чтобы все
 могли понимать тебя».

- Давайте говорить  так, чтобы мы друг друга видели, слышали и слушали, и, конечно, понимали.

Повторим.
- Что собой представляет текст, который мы только что прочли, с точки зрения видов речи?
- Каким способом она передана в данном тексте?
-Как вы это определили?
- А какие еще способы передачи чужой речи вы знаете?
-Верно. А возможно ли изменить отдельные части этого текста на  другие виды чужой речи,  используя перечисленные способы?
-Попробуйте это сделать.
-Сравните эти тексты. Какой из них лучше использовать в устной речи
- А есть еще один способ, позволяющий передать  чужую мысль с сохранением ее формы и содержания.
 Попробуйте определить его по данному тексту:
- Что, умираешь?
- Да, умираю! – ответил Сокол, вздохнув глубоко. – Я славно пожил! Я знаю счастье! Я храбро бился! Я видел небо! Ты не увидишь его так близко! Эх, ты, бедняга!
- Но что же – небо? – пустое место… Как мне там ползать? Мне здесь прекрасно, тепло и сыро!
- Что это за способ?

  - Что такое диалог?
 Слово «диалог» заимствованное, пришло из греческого языка, где «ДИА» - это два, а «ЛОГ» - разговор, список. 

Сравните: «МОНОЛОГ» - речь одного человека.

«ЭПИЛОГ» - «ЭПИ» - после, «ЛОГОС» - речь. Т.е. – заключительное обращение к зрителям.

ПРОЛОГ – «про» - перед, т. е. обращение к зрителям перед к%л. действием, т.е. вступительная часть.

«КАТАЛОГ» - перечень, список предметов.

- Когда чаще всего мы можем услышать диалог?
- Помните  наши диалоги во время обсуждения правил этикета? А можно наблюдать диалог и в письменной речи, когда мы общаемся с помощью компьютера или телефона в виде SMSок.

   Так вот,  диалог  часто встречается и в художественной литературе. Вспомните произведения из школьной программы, где именно диалог становился способом общения персонажей.
Из последнего – «Василий Теркин» Твардовского. В каких главах можно увидеть диалог?
- «Два солдата», «Смерть и воин», «От автора». Почему именно там много диалогов?
-Читаем диалоги, определяем кол-во собеседников, наблюдаем, в чем отличие в пунктуационном оформлении прямой речи и диалога.

- А что общего?
-Обратимся к учебнику: совпадают ли наши выводы с правилом? §70
- Русский литературовед И. Андроников писал: «Событие не обязательно должно произойти в сюжете. Оно может произойти и в диалоге».
-Выпишите из главы «На привале» ту часть, где обсуждается праздник сабантуй.
- А теперь из главы «Переправа» выпишите диалог, из которого становится ясно, кто плывет по реке.

 Тема «Без автомобиля в нашей жизни не обходится ни один день». Составьте небольшой диалог на эту тему и запишите его в тетради.

Подведем итоги урока:
- Итак, что же такое диалог?
- Мы сегодня слышали и читали много диалогов.
-  Для чего же они нужны  в речи?
- Смогли ли вы это сделать? Узнали ли вы что-то новое? Были ли открыты ваши уши, ваши глаза? Слушали ли вы, слышали и видели ли вы своих собеседников? Общались ли вы так, чтобы они вас поняли? Если так, то притчу о глухом, слепом и немом вы поняли правильно.

Домашнее задание: Составьте предполагаемый диалог с родителями о чем-либо важном в вашей жизни. Скажем, о выборе профессии, о событии в культурной или политической жизни страны, мира которое не оставило вас равнодушным. Правильно оформите его. Запишите в тетради.           
                                                         Жду работ в контакте

Урок 24.04.2020

Тема: Прямая и косвенная речь.

- Здравствуйте. Запишите число, классная работа, тему урока.
Работа с высказыванием о русском языке К.Г. Паустовского:
«Ещё Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание. Знаки препинаний – это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться».
  
- Посмотрите на схемы и скажите, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке и зачем это нужно изучать.
  А: «П?»
«П,» - а.
«П! – а. – П.»
-  Спишите схемы. Оформите высказывание К.Г. Паустовского о русском языке в предложения с прямой речью, соответствующие данным схемам. Запишите.

Спишите и расставьте знаки препинания.
Я знаю проговорила она вас не убедишь.
Гроза будет сказал Федя посматривая на облака.
Он и спрашивает что ж мы теперь Пантелей делать станем?

 - Рассмотрим предложение: Чехов говорил, что «не верю в прекрасные слова, в абстрактные понятия, а верю в определённых людей, в конкретные личности, разбросанные по всей России».
- Всё ли верно звучит в этом предложении?
- В чём заключается ошибка? Как её исправить?

Варианты исправления:
1.               Чехов говорил: «Не верю в прекрасные слова, в абстрактные понятия, а верю в определённых людей, в конкретные личности, разбросанные по всей России».
2.               Чехов говорил, что он не верит в прекрасные слова, в абстрактные понятия, а верит в определённых людей, в конкретные личности, разбросанные по всей России.

- В первом предложении прямая речь, а во втором – косвенная.

§67 прочитайте правила

Закрепим на практике

1. Замените прямую речь косвенной. Запишите в тетради
«Живей, живей, ребята, подсобляйте!» - крикнул Николай Петрович.
«Да, я знаю вас, Базаров», - подтвердила она.
«Меня зовут Аркадий Николаевич Кирсанов, -  проговорил Аркадий, - и я ничем не занимаюсь».
«Хлопот у меня с мужиками в нынешнем году», - продолжал говорить Николай Петрович.
Аркадий с прежней улыбкой сказал Базарову: «Евгений, возьми меня с собой!»
Я спросил его: «Да ты умеешь ли плавать?»
Илюша крикнул ему вслед: «Смотри, не упади в реку!»


2. Проведите обратную замену, преобразовав предложения с косвенной речью в предложения с прямой речью. Запишите в тетради

1.               Кирилла Петрович спросил у Маши, где она была.
2.               Я заметил, глядя на светлое небо, что погода славная будет.
3.               Отец крикнул Феде. Чтобы он держал правее.
4.               Дубровский спросил, все ли здесь  и не осталось ли кого в доме.
5.               Сергей спросил тихо, почему она ушла.
  
Исправьте ошибки, связанные с употреблением прямой и косвенной речи. Объясните, чем вызваны эти ошибки. Запишите в тетради.
1.               Он говорил, что страшный случай со мной приключился, что я в дороге совсем издержался.
2.               Меня спросили, где я раньше работал?
3.               Чичиков хотел узнать у Коробочки, что куда они заехали.
4.               Савельич спросил у Гринёва, узнал он атамана.
5.               Когда мать спросила у сына, зачем он читает запрещённые книги, Павел ответил, что хочу всё знать.

Подведем итоги:
- Что такое прямая речь?
- Что такое косвенная речь?
- Чем отличается  прямая речь от косвенной?

Домашняя работа: § 67,  упр. 404

Урок 22.04.2020

Тема: Понятие о чужой речи. Комментирующая часть.

- Добрый день, ребята!
- Ребята, прежде чем мы приступим к изучению новой темы, я бы хотела предложить вашему вниманию притчу.

«Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море.
Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды.
Они окружали его со всех сторон. Казалось, на песке — миллионы морских звезд, берег был буквально усеян ими на много километров.
— Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? — спросил человек, подходя ближе.
— Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, — ответил мальчик, не прекращая своего занятия.
— Но это просто глупо! — закричал человек. — Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!
Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал:
— Нет, мои попытки изменят очень много… для этой звезды.
Эпилог:
Тот, кто ждет возможности сделать сразу много хорошего, никогда ничего не сделает. Жизнь состоит из мелочей. Очень редко появляется возможность сделать сразу очень многое. Истинное величие состоит в том, чтобы быть великим в мелочах»
                                   (Сэмюэль Джонсон, 1709-1784, английский писатель и мыслитель).

- Ребята, а что же такое притча?
- Ответьте, пожалуйста, о чем повествует данная притча?
- Открываем тетради, записываем дату, классная работа. Тему урока «Чужая речь. Понятие о чужой речи. Комментирующая часть».

- Прочитайте предложения
М. Горький писал, что надо обогащать себя знанием русского языка и больше читать.
Максим Горький писал: «Обогащайте себя знанием русского языка, читайте больше».

- Прежде чем мы с вами выясним, в чем различие данных предложений по структуре, ответьте на вопрос: «Как вы понимаете выражение М.Горького?» Ответ запишите

- Итак, ребята, в чем структурное различие данных предложений?  Ответ запишите

- Ребята, что такое прямая речь?
- Что вы можете сказать о первом предложении?
- Как вы думаете, каковы цели сегодняшнего урока?
 Да, знать, что такое чужая речь и комментирующая часть, научится строить предложения с чужой речи и оформлять их на письме


- Чужая речь это речь собеседника, третьего лица или собственная речь говорящего, произнесенная ранее. Чужой речью называют и то, о чем человек думает, что он пишет. В беседе, рассказе о чем-либо иногда бывает необходимо передать то, что говорили или писали другие без сохранения всех подробностей.
 Для этого можно воспользоваться одним из способов. А что это за способы, вы узнаете, изучив дополнительный материал.
Запишите в тетради.

Способы передачи чужой речи
 Для передачи чужой речи существуют следующие способы:
1) предложения с прямой речью для передачи её без изменений.
Например: Миша попросил: «Витя, дай, пожалуйста, мне эту книгу».

2) сложноподчинённые предложения с косвенной речью для передачи чужой речи с изменениями.
Например:  Миша попросил, чтобы Витя дал ему книгу.

3) простые предложения с дополнением, называющим тему чужой речи.
Например:  И долго, долго дедушка о горькой доле пахаря с тоскою говорил. (Н. Некрасов.)

4) предложения с вводными словами и вводными предложениями для передачи источника сообщения.
Например: Как говорят поэты, началась осень жизни. (К. Паустовский.)
Разные способы передачи чужой речи являются синтаксическими синонимами и могут заменять друг друга.
  
   Чужая речь — это высказывания других лиц, включённые в авторское повествование. Слова, вводящие чужую речь, называются словами автора или авторскими словами.


- Определите, какой из способов передачи чужой речи использован в предложениях: Запишите предложения и какой из способов использован.

1. Доктор рассказал о принципах правильного питания.
2. Нарушение принципов правильного питания, по словам доктора, может привести к серьезным проблемам.
3. Доктор сказал: «Соблюдайте принципы здорового питания».
4. Доктор сказал, что необходимо соблюдать принципы здорового питания.

- Итак, вы поняли, что чужая речь вводится в повествование разными способами и часто сопровождается пояснениями автора. Эти пояснения называются комментирующей частью. Комментирующая часть может представлять собой простое нераспространенное предложение или быть достаточно распространена, не только вводя чужую речь в текст, но и отражая чувства, настроение или действие говорящего.
Например:
1.         Попутчик спросил: «Вы часто путешествуете на самолете?»
2.         Явно волнуясь перед предстоящим перелетом, попутчик спросил меня: «Вы часто путешествуете на самолете?»
  Во втором примере из комментирующей части мы явно можем сделать выводы о эмоциональном состоянии собеседника автора: он волнуется и, видимо, чтобы успокоить себя перед полетом, начинает разговор с соседом. Таким образом, комментирующая часть, не передавая непосредственно речь персонажа, может сообщить сведения о его настроении, самочувствии, планах и т.п.
1.         Упражнение 402

2.         Спишите данные предложения, расставьте знаки препинания:
1) Алексей Максимович Горький писал Борьба за чистоту за смысловую точность за остроту языка есть борьба за орудие культуры.
2) Я не знаю языка лучше чем у Лермонтова говорил Антон Павлович Чехов.



Тестовые задания в тетради
1. Найдите предложение с косвенной речью, которая правильно оформлена и соответствует содержанию предложения с прямой речью.
Отец кричит: «Пушки, гляди, палят!»
а) Отец кричит, что палят пушки.
б) Отец кричит, что гляди палят пушки.
в) Отец кричит, гляди палят пушки.
г) Отец кричит, гляди палят пушки!

2. Найдите ошибку в передаче прямой речи.
а) Я объяснил им, что я офицер.
б) Чижов сказал Краснову, что Коля тоже приехал.
в) Учитель сказал Вере, чтобы она сходила за мелом.
г) Саша просил маму, что мамуленька отпусти погулять.

3. Найдите примеры с ошибками при передаче чужой речи.
а) Пугачев сказал Гриневу, что ты крепко передо мной виноват.
б) Врач спросил, какая у меня температура.
в) Царь говорит Кирибеевичу, что его горю постарается помочь.
г) Болельщики кричали: «Чтобы ребята не падали духом».


- Ребята, давайте оценим сегодняшний урок и свою работу на нем.
- Каким для вас был сегодняшний урок?
- Что больше всего запомнилось, понравилось?
- Какие новые знания вы сегодня приобрели?
- Как эти знания вам помогут в жизни?

Домашнее задание: §65, 66, упр. 403 

Урок 20.04.2020

Тестирование по теме «Предложения с обращениями, вводными и вставными конструкциями».
Внимательно читайте задание. Желаю успеха!
1.    Одно из утверждений неверно. Найдите его.
1) Обращение — это конструкция, называющая человека (лицо), к которому обращена речь.
2) Обращение, привлекая внимание собеседника, является мощным средством поддержания речевого контакта.
3) В роли обращения обычно употребляются одушевленные существительные в форме именительного падежа, одиночные или с зависимыми словами.
4) В предложении обращения обычно являются подлежащими.
2.    Выпишите номера предложений, в которых есть обращения. Рядом выпишите обращения.
1)   Березы белоствольные растите веселей.
2)   Шумит земля привольная ветвями тополей.
3)   Пусть спокойно в нашей школе спит до осени звонок.
4)   Здравствуй солнце здравствуй лес.
5)   Пётр Андреич Максимыч отведёт вас на вашу квартиру.

3.    Распространите данные обращения: мама, директор, Иван Фёдорович и составьте с ними предложения.

4.    Составьте предложения со словами видно, к радости предложения, чтобы в одном случае они были вводными, а в другом – самостоятельным членом предложения. Определите значения вводных слов. Разберите получившиеся предложения по членам.

5.    Составьте и запишите небольшой связный текст на одну из тем, включив в него вводные слова.
А) Роль книги в нашей жизни.
Б) Театр – один из удивительных видов искусства.
В) Актуальность экологии как науки в современном мире.
6. Одно из утверждений верно. Найдите его.
1) Вставные конструкции являются членами предложения.
2) Вставные конструкции выделяются на письме только запятыми.
3) Все знаки препинания, которые стоят на месте разрыва предложения вставной конструкции, выделяемой скобками, помещаются после скобок.

7. Найдите предложения, в которых есть вставные предложения (знаки препинания не расставлены).
1) Фролов простился со своими спутниками и пешком тогда все в городе ходили пешком направился к Смольному.
2) По словам Веры Варенька очень редко говорила о своей больной дочери.
3) По достоверным данным в столичные юмористические журналы Чехов обращался уже в 1877 году.
4) Первые главы «Петербургского романа» теперь этот роман назывался «Униженные и оскорбленные» были давно готовы.

8. Перепишите текст, вставляя, где нужно, пропущенные буквы и раскрывая скобки. Обозначьте орфограммы. Укажите вводные (ВВК) и вставные конструкции(ВСК). Выполните синтаксический разбор 1 предложения.

Лошади мои сб..жав с пр..горка маленькою рысью продолжали путь тем же ровным шагом, какой принят был ими при выезд.. из станц.. . Углублён..ый в размышления о скорой и исправной нашей русской езде коей как гл..сят многие п..чатные книги нет подобной в целой (Е, е)вроп.. я было забыл о тучах надо мною в..севших, как вдруг полившийся крупный дождь выв..л меня из задумчивости. Верх моей к..ляски пр..знат..ся (не)много подерж..ной поднять было (не)возможно, и потому я закутавшись крепко в шинель должен был для охр..нения себя от дождя ограничиват..ся ж..ланием, что(б) (не)погода пр..кратилась.
(А. Погорельский)

Урок 17.04.2020

Тема: Междометия в предложении. Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями,
 грамматически не связанными с членами предложения.

- Здравствуйте!  Сегодня на уроке нам предстоит:
            1. Вспомнить, что такое междометие, какова роль обращений в речи, понять, чем отличается междометие как часть речи от самостоятельных и служебных частей речи.
            2. Научиться ставить знаки препинания в предложениях с междометиями.
           3. Рассмотреть синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения.

- Запишите число, классная работа и тема урока.

            Вспомним, в чем особенность междометия как части речи.

            Междометие — это неизменяемая часть речи, которая не относится ни к самостоятельным, ни к служебным частям речи. Она выражает различные чувства, побуждения, но не называет их: ох, ах, ой, ба,.

            Определим , какие чувства выражают данные междометия:

            Ох (сожаление, досада, печаль, боль, удивление) Ох, испугал до смерти!
            Ах (удивление, радость, испуг) Ах, какие это были ночи!
            Эх (печаль, горе, сожаление) Эх, пришли бы наши гости вчера.
            Ба (удивление) Ба! Знакомые все лица!
           
           
            Задание 1. Прочитайте шуточное стихотворение Алексея Титевкина «Междометие».  Спишите, выделите междометия и запомните их.

            «Мне, - сказало Междометие, - интересно жить на свете:
            Выражаю поощренье, похвалу, упрек, запрет,
            Благодарность, восхищенье, возмущение, привет.
            Те, кого охватит страх, произносят слово «Ах!»
            У кого тяжелый вздох, произносят слово «Ох!».
            Кто встречается с бедой, произносит слово «Ой!»
            Кто отстанет от друзей, произносит слово «Эй!»
            У кого захватит дух, произносит слово «Ух!»
            Интересно жить на свете, если знаешь междометья!»

           
Ответы запишите в тетради.
            - Какие слова помогают передать переживания?
            - Попробуйте изменить эти слова. Изменяются ли они?
            - Можно ли к этим словам задать вопрос?  
            - Сделайте на основании этого вывод: будут ли эти слова являться какими-либо членами предложения?
            - А можете ли вы сказать, почему эти слова не относятся ни к самостоятельным, ни к служебным частям речи, т.е. является особой частью речи?
            - Эти слова называются междометиями. Для чего нам нужны междометия?
            - В каком стиле речи используются междометия?

            Междометия грамматически не связаны с предложением.
            Они не являются членами предложения.
            Междометия выражают различные чувства: радость, огорчение, страх, удивление, сожаление, грусть и т.д.
            Академик В.В. Виноградов назвал междометия эмоциональными сигналами.

            Задание 2. Прочитайте высказывания и попробуйте угадать, о каком междометии идет речь. Ответы запишите в тетради.

            1. Пришло из итальянского языка и выражает восхищение. Чаще всего так говорят в театре.
            2. Это междометие есть на дорожном знаке.
            3. Крик победителя.
            4. От этого междометия образовалось название конфет.

            Междометия выделяются запятой или восклицательным знаком.

            Примеры: Жизнь, увы, не вечный дар.
            Ура! Наши побеждают в матче!

            Если междометие О употреблено вместе с обращением, то знак препинания после междометия не ставится.

            Пример: О боги, за что вы наказываете меня?

Перейдем ко второй части урока.
            § 64.    Синтаксический разбор предложения

Прежде, чем приступить к любому разбору, необходимо вспомнить весь алгоритм работы. Давайте повторим порядок действий при произведении синтаксического и пунктуационного разборов.
Итак, синтаксический разбор предложения. 
- Для начала необходимо найти грамматическую основу предложения и установить, простое оно или сложное. 
- Далее называем тип предложения по цели высказывания (повествовательное, побудительное, вопросительное) и по интонации (восклицательное или невосклицательное). 
- После этого рассказываем о строении предложения или каждого простого в составе сложного. Двусоставное перед нами предложение или односоставное, нераспространенное или распространенное, полное или неполное, осложненное или неосложненное. Поскольку в настоящий момент мы рассматриваем разборы предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения, то, разумеется, при характеристике будем говорить, что предложение осложнено подобными конструкциями. 
- Ну, и наконец, разбираем предложение по членам, указываем, чем они выражены. Причем, сначала разбираются подлежащее и сказуемое, далее второстепенные члены, входящие в состав подлежащего, затем – в состав сказуемого.

Пунктуационный разбор предложения
Теперь перейдем к пунктуационному разбору предложения. 
Определите, какие виды знаков препинания (выделительные и отделительные) встречаются в анализируемом предложении. 
Первая группа знаков (выделительные) служит для указания на границы синтаксической конструкции, вводящейся в предложение для пояснения его членов. Также она может использоваться для смыслового выделения какой-либо части предложения и для ограничения конструкций, грамматически не связанных с другими членами (например, обращения, вводные слова и др.). 
К этой группе относятся, например, парные знаки: две запятые, скобки, кавычки, два тире. 
Вторая группа знаков служит для разграничения самостоятельных предложений, либо простых предложений в составе сложного, либо однородных членов. 
Знаки конца предложения также относятся к этой группе. Точка, вопросительный и восклицательный знаки, двоеточие, тире, многоточие и точка с запятой составляют группу отделительных знаков.
Завершаем синтаксический и пунктуационный разборы графическим изображением предложения, т.е. рисуем его схему.

Примеры синтаксического и пунктуационного разбора предложений
В качестве тренировки и обобщения материала разберем предложение.
Дождь, к счастью, скоро кончился.
Так как в предложении всего одна грамматическая основа (дождь кончился), то перед нами предложение простое. 
По цели высказывания оно повествовательное, по интонации – невосклицательное. Поскольку в предложении присутствуют оба главных члена, а также есть второстепенный (обстоятельство), значит оно двусоставное распространенное. В нашем примере есть осложняющий элемент - вводное слово к счастью, выражающее чувства говорящего. 
Как мы уже отметили, в предложении есть подлежащее – дождь и сказуемое – кончился. Второстепенных членов, входящих в состав подлежащего нет, к сказуемому относится обстоятельство скоро.
Рассмотрим знаки препинания. 
Так как предложение повествовательное невосклицательное, то в конце него ставится точка. Вводное слово к счастью, стоящее в середине предложения, выделяется запятыми с обеих сторон. 
На схеме вводное слово обозначим как ВВ и заключим в две вертикальные линии. Членом предложения вводные слова не являются.
Разберем еще одно предложение.
Русь моя, люблю твои березы! (Н.Рубцов)
Предложение простое (так как в нем одна грамматическая основа, представленная сказуемым люблю). 
По цели высказывания оно повествовательное, по интонации – восклицательное. В данном примере грамматическая основа выражена сказуемым люблю, поэтому предложение односоставное, определенно-личное. 
К сказуемому относится дополнение: люблю (что?) березы. И от этого дополнения задаем вопрос к определению: березы (какие? чьи?) твои. Делаем вывод: предложение распространенное. Кроме главных и второстепенных членов есть еще словосочетание, грамматически не связанное с ними. Это обращение Русь моя. Значит, предложение осложнено обращением.
Переходим к объяснению знаков препинания. 
В конце восклицательного предложения ставится восклицательный знак. Обращение, стоящее в начале предложения, выделяется запятой. 

Подведем итоги урока
            1. Что такое междометие? Какова его роль в предложении?
            2. Какие знаки препинания ставятся в предложениях с междометиями?
            3. Что добавилось при синтаксическом и пунктуационном разборах предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения?
           
            Домашнее задание:
Задание 1. Выучить определение “междометие”, назначение междометий, правила постановки знаков препинания в предложениях с междометиями. § 63
Задание 2. Запишите, расставляя запятые при междометиях. Найдите междометия. Какие чувства выражают междометия?

1. Браво Вера Откуда у тебя эта мудрость?
2.  Ох не спрашивайте!
3. Увы я стар мои седины белее снега той вершины.
4. Ау откликнись иволга залетная.

              Задание 3. Выполнить синтаксический и пунктуационный  разбор предложения

                         Чу, за тучей прогремело, принахмурилась земля. (Ф. Тютчев)

Жду ваших работ в контакте

Урок 15.04.2020

Тема: Публичное выступление

- Здравствуйте! Запишите число, классная работа и тему урока.
  https://znaika.ru/catalog/9-klass/russian/Publichnaya-rech - Законспектируйте
-Умение точно, ярко и выразительно доносить до большого круга людей свои мысли – одна из актуальнейших проблем нашего общества. Научные исследования показывают, что у 80% взрослых граждан России остро стоит вопрос совершенствования выразительности своей речи.
- Важнейшим условием ораторского искусства является умение пользоваться образами и картинами. Без этого речь всегда бледна и скучна, а главное – неспособна воздействовать на чувства человека и через них – на разум.
-Хорошее выступление – выступление цельное и в ритмико-интонационном отношении. Но и внутри этого единого ритмико-интонационного целого должно быть разнообразие: увеличение или замедление темпа, повышение или понижение тембра голоса, поскольку монотонность притупляет внимание, а однообразие ритма и интонации отрицательно сказывается на восприятии.
-Выступление перед большой аудиторией должно быть логично построено, оратор не имеет права нарушать этические нормы речевого поведения, принятые в данном коллективе.
-А использование выразительных средств украшает публичную речь, усиливает её воздействие на слушателей, помогает более точно и ярко выразить авторское отношение к поставленной проблеме.
Требования к устному выступлению
1. Содержательность, ясность высказывания.                                                                                               2. Убедительность, доказательность выступления.                                                                                             3. Выразительность речи.                                                                                                                                4. Обязательная предварительная подготовка. Используйте цитаты (если это вам потребуется), предварительно сгруппировав их в соответствии с пунктами плана.
Прочитайте задание упр. 386, необходимо готовиться к публичному выступлению на тему «Значение песни».
Запишите в тетрадь.
План подготовки
1. Наличие обращения (адресат высказывания).                                                                                              2. Убедительные аргументы (факты, примеры, ссылки на авторитет).                                                          3. Исключение категоричности (использование вводных и вставных конструкций).                             4. Призывный финал выступления.
Домашнее задание: подготовить устно  выступление на тему «Значение песни».

Жду ваши работы в контакте  через голосовое сообщение

Урок 13.04.2020

Тема: Вставные слова, словосочетания и предложения.


- Здравствуйте, дорогие учащиеся! В эту прекрасную пору наших дней, хочу пожелать вам удачи, успехов и достижения цели! Пусть шире будет улыбка на ваших лицах!
Давайте начнём свой урок, откройте тетради, запишите число и классная работа.

- Мы начнём свой урок с высказываний великих писателей и поэтов.

Пора перестать ждать неожиданных подарков от жизни, а самому делать жизнь.             /Л.Н.Толстой

Жизнь — это чудесное приключение, достойное того, чтобы ради удач терпеть и неудачи. /Р. Олдингтон/

 Как басня, так и жизнь ценится не за длину, но за содержание. /Сенека/

- Как вы думаете, чем между собой связаны эти предложения?
-  Какое отношение к нашему уроку имеют эти высказывания?

- Используя вводные слова и предложения, внесите изменения так, чтобы в них содержалось источник сообщения. Запиши новые предложения

Например:
По словам  Льва Николаевича Толстого,  приятности - не случаются без усердия.

- Как называются слова, словосочетания, которые помогают найти источник сообщения? (Ответ запиши в тетрадь)
- Какие цели мы поставим для преодоления на уроке?

- А теперь запишите тему урока, сегодня мы с вами поговорим о вставных конструкциях,  они вносят различные оттенки значений в предложение.
- Вставные конструкции  выражают дополнительные замечания, пояснения, уточнения и поправки. Также расширяют информацию, которая содержится в предложении.
 Например:
 Около Константиново росла (да и сейчас ещё цела) прекрасная Берёзовая роща.
 Вставные конструкции выделяются скобками. §62

- Откройте учебник на странице 213, упражнение 385.
Ваша задача, проанализировать употребление вставных конструкций в тексте. Укажите, какая вставная конструкция обогащает содержание предложения; как поясняет, а какая уточняет мысль автора. Какими знаками препинания выделены вставные конструкции?

А теперь, ответьте на следующие вопросы:
-Чем отличаются вводные слова и вводные предложения?
-Какую роль выполняют вставные конструкции?
-Чем отличаются вводные предложения и вставные конструкции?
-Какими знаками препинания выделяются вставные конструкции?
(Ответы запишите в тетради)

- Итак, ваша задача вставить подходящие по смыслу вводные и вставные конструкции (см. дополнительные справки). Используйте различные знаки препинания для выделения вводных и вставных конструкций.


Значение слова окно - - далеко не исчерпывает его семантики. Окно - - впускает в дом дневной свет, но в нашем сознании окна – это также ещё и глаза дома. - - этимологически окно от ока, поэтому - - дому - - метафорически приписывается способность зрения. Окна смотрят, глядят в сад - -.

Слова для справок: конечно; действительно; по Далю: «проем в стене для свету»; как одушевлённому существу; обращены в сторону сада; наверное.

- А сейчас, наш урок подходит к концу. Давайте подведём итог изученного.

(Ответы запишите в тетради)
-Чем между собой отличаются вводные слова и вставные конструкции?
-Какую общую роль они играют?
- Какими знаками выделяют вставные конструкции?
- Приведите два примера предложений с вставными конструкциями.

Домашнее задание: §62, упражнение 386, 387.

- Что вы узнали нового на нашем уроке?
- Что больше всего вам понравилось на уроке?
- Какую пользу получили?

Жду ваши работы в контакте

Урок 10.04.2020

Тема:  Выделительные знаки препинания при вводных слова,
вводных сочетаниях слов и вводных предложениях

                                        Ход урока:
- Здравствуйте! Запишите число и классная работа. Мы продолжаем работу  с вводными конструкциями.
Небольшая  разминка
Найдите грамматическую(-ие) ошибку (-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий).

1) Поезд прибывает на станцию согласно расписания.
2) Спускаясь к реке, мальчик остановился.
3) Моя подруга была скромна и красивая.
4) По прибытии в пансионат мы сразу пошли к озеру.

- Хорошо. Чтобы идти в ногу со временем, быть человеком образованным, нужно много читать, уметь извлекать нужную и полезную информацию. Какова этимология и лексическое значение слов информация, информировать? Запишите толкование в тетради.

- Повторим ранее изученное. Выполните тест в тетради
1. Выделяются ли вводные слова запятыми?
А) да     б) нет  в) иногда
2. Какую функцию не могут выполнять вводные слова?
А) оформление мыслей                              Б) ссылка на источник сообщения
В) выражение связи со сказуемым           Г) нет правильного ответа
3. В каком из приведенных ниже предложений вводные слова выражают неуверенность?
 А) Очевидно, на улице жарко.        Б) Возможно, на улице жарко
 В)Во-первых, на улице жарко.       Г) По его словам, на улице жарко.
4. Какой из перечисленных группы вводных слов по значению не существует?
 А) выражение эмоций                    Б) выражение уверенности
В) оформление речи                        Г) нет верного ответа
5. К какой группе относится вводное слово "во-первых"?
 А) последовательность изложения            Б)передача эмоций
В) ссылка на источник сообщений           Г) нет правильного ответа
6. К какой группе относится вводное слово "видите ли"?
А) выражение уверенности             Б) источник сообщения
 В)привлечение внимания               Г) экспрессивность
7. Какое из приведенных ниже вводных слов относится к группе «выражения чувств»?
А) похоже                                Б) итак
В)   по сообщениям газет       Г) нет правильного ответа
8. Какое из приведенных ниже вводных слов относится к группе «экспрессивность»?
А) к нашей досаде     Б) следовательно
В)  слышь-ка                Г) смешно сказать
9. Какое из приведенных ниже вводных слов не указывает на источник сообщения?
А) по-вашему  Б) по мнению Вани   В) по утверждению ученых  Г) наверное
10. Вводные слова выделяются
 А) запятыми     Б) скобками           В) двойным тире      Г) все ответы верны
- Молодцы.
-  Итак, продолжаем работу с вводными конструкциями.
Прочитайте текст из журнала «Наука и жизнь» (при чтении определяем значение вводных конструкций)
Для чего люди читают? Очевидно, можно выделить три причины, побуждающие людей к чтению. Во – первых, они читают для овладения какой – нибудь специальностью. Во – вторых, читают, чтобы удовлетворить свои художественные запросы, из любви к прекрасному. Наконец, мы читаем, чтобы получить информацию об окружающем нас мире.
Правда, может быть есть и ещё одна причина - «убить время». К сожалению, есть ещё люди, которые не знают, куда себя деть. Таким образом, чтение может приносить огромную пользу, но может и не оставить заметного следа в уме и сердце человека. Всё дело в умении читать.

- Выпишите то предложение, которое соответствует вашему представлению “Для чего люди читают?  Постройте предложение таким образом:  Люди читают, я думаю, чтобы…

- Таким образом, мы записали предложение на новую тему. Наряду с вводными словами выражать свои чувства помогут нам и вводные предложения и словосочетания.
- Назовите вводное предложение (из записанного вами предложения).  По значению к какому вводному слову оно близко?
- Обратите внимание, что вводное предложение, также как и вводные слова, на письме выделяются запятыми, а при произнесении интонацией.
Если же оно стоит в середине предложения и на него обращается особое внимание, то вместо запятых употребляется тире.
                                Ввод.п
В лесу, / как это и должно быть/, буря свирепствовала с меньшей силой. (читаем и проговариваем)
                                Ввод.п
В лесу - как это и должно быть - буря свирепствовала с меньшей силой. (на письме)
Прочитайте теоретический материал учебника § 61.

-Вводные предложения по своей структуре бывают:
 двусоставные (я знаю, как сообщают газеты),
односоставные, неопределённо-личные (как мне пишут, говорили о нём),    
 безличные (как мне казалось, можно полагать).

Закрепим полученные знания на практике. Письменно.
1. Выполните упр. 371, не забывайте про знаки.
2.Вы, конечно, читали сказку Юрия Олеши «Три толстяка».
 Тогда упр. 372 будет вам интересно выполнять.










3. Упр. 377.
- Подведем итоги.
- Сегодня на уроке мы познакомились с понятием «вводные предложения», «вводные словосочетания» с особенностями постановки знаков препинания при них.
А также с помощью КНИГИ, извлекая полезную информацию,  постигли непреложные истины.
 
- Закончить урок я хотела бы словами народного артиста России А.Баталова:

 «…И всё – таки именно книга – единственный верный источник, сохраняющий и передающий тайну и мудрость жизни. Никакие другие виды информации не заменят и не отменят её»

  - В тетради запишем эту мысль с помощью вводного предложения:
Именно книга, как утверждал А.Баталов, ….
-Молодцы.
- Пусть каждый из вас любит книгу.

Домашнее задание:   § 61, упр. 378.
Фото  своих работ присылайте в контакте

Урок 08.04.2020

Тема: Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению.
Ход урока

-Здравствуйте! Запишите число и классная работа. Немного разомнемся.
- Придумать 2 предложения со словом Россия, чтобы в одном  оно было обращением, а в другом – подлежащим. Запишите эти предложения в тетради.

- Найти предложения с обращением.  Запишите эти предложения в тетради.
а)  И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово.
б)  Где же вы теперь, друзья – однополчане, боевые спутники мои?
в) Над необъятной Русью с озёрами на дне
     Загоготали гуси в зелёной вышине.
г) Белая берёза отряхнётся, встанет под окошками в селе.

Переходим к новому материалу. Запишите тему урока - «Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению».  Все вводные слова, предложения мы будем называть вводные конструкции. Вводные конструкции делятся на группы по значению. Внимательно рассмотри таблицу. Начерти ее в тетради.
§ 60.
Значение
Водные слова
Примеры
Различная степень уверенности
Уверенность
Конечно, само собой разумеется, разумеется, бесспорно, без сомнения, несомненно, правда, в самом деле, по сути, безусловно, действительно и т.п.
Горный воздух, без всякого сомнения, действует благотворно на здоровье человека. (И. Тургенев)
Неуверенность
Кажется, вероятно, очевидно, возможно, может быть, по-видимому, наверное, по всей вероятности, должно быть, казалось бы, видимо, надо полагать, думаю, надеюсь и т.п.
Нет, пожалуй, ничего целебнее и прекраснее, чем воздух сосновых боров. (К. Паустовский)
Различные
чувства:
Радость
К счастью, к радости, на радость, на счастье
Лето, к счастью, не было засушливым.
Удивление
К удивлению, к изумлению, удивительное дело, странное дело
Задачи, на изумление, оказались несложными.
Сожаление
К несчастью, по несчастью, к огорчению, к досаде, к прискорбию, к сожалению
Каникулы, к сожалению, так коротки.
Страх
К ужасу, на беду, чего доброго, не ровен час
Лето, на беду, оказалось засушливым.
Стыд
К стыду, нечего греха таить
К своему стыду, мы не знали даже его имени.
Источник высказывания
По словам, по мнению, по-моему, как говорят, сообщают, передают, по сведениям,, на мой взгляд, по слухам, по преданию, помнится, слышно, дескать, мол и т.п.
По сообщению синоптиков, зима будет снежная.
Порядок явлений (мыслей) и связь между ними
Во-первых, во-вторых, наконец, следовательно, значит, итак, таким образом, например, наоборот, напротив, далее, впрочем, в общем, в частности, прежде всего, кроме того, стало быть, главное, кстати, к слову сказать, с одной стороны, с другой стороны и т.п.
В Москве, например, прибор для письма – палочку, в которую вставляется перо, -называют «ручка», а в Ленинграде – «вставочка». (Л. Успенский)
Оценка стиля высказывания, способ выражения мысли
Другими словами, словом, одним словом, иными словами, говоря образно, мягко говоря, прямо скажем, как говорится, если можно так выразиться, с позволения сказать, что называется и т.п.
Пожар, по словам Леонтьева, шел стороной. (К. Паустовский)
Призыв, привлечение внимания, внушение определённого отношения к мыслям и фактам
Видишь (ли), видите (ли), понимаешь (ли), знаешь (ли), пойми(те), поверьте, послушайте, согласитесь, вообразите, представьте, извините, простите, веришь (ли), пожалуйста, помилуйте, заметьте себе, скажите на милость, если хотите знать и т.п.
Ведь вы, согласитесь, и сами так думаете.
Оценка меры того, о чём говорится
самое большее (меньшее), по крайней мере, без преувеличений и т.п.
Дельный, что и говорить, был старик тот самый. (А. Твардовский)
Степень обычности происходящего
Бывает, бывало, случается, случалось, по обыкновению, по обычаю и т.п.
Она, по обыкновению, осталась его дожидаться.
Экспрессивность (эмоциональность) высказывания
По правде, по совести, по справедливости, кроме шуток, смешно сказать, не в укор будет сказано, надо признаться, сказать по чести, честно говоря, между нами говоря и т.п.
Нынешняя молодёжь, не в обиду будь сказано, какая-то… кислая, переваренная.

Закрепим полученные знания. Запишите получившиеся у вас  предложения в тетради.

1.Дополнить предложения вводными словами, чтобы они выражали
а) уверенность:
Победителями соревнований будут наши спортсмены.
б) неуверенность:
В недалёком будущем космонавты осуществят экспедицию на Марс.

2. Упр.369. Определить тему текста, основную мысль, расставить знаки препинания.

3. -Каким значением объединяются слова этой группы?
- Составьте предложения с этими словами: Запишите получившиеся у вас  предложения в тетради.
Конечно
Несомненно
Бесспорно
Действительно
Разумеется
Верно

4.Цифровой диктант.
-В каких предложениях есть вводные слова? Запишите только цифры
1.К счастью, небо стало проясняться.
2. Он, говорят, большой оригинал.
3. Ваше утверждение бесспорно.
4. Из-за тумана ничего не было видно.
5. Сначала новое дело кажется трудным.
6. Ваши возражения, бесспорно, убедительны.
7. По-твоему, я ошибаюсь?
8. Кажется, мы мало–помалу приближаемся к развязке.

Обобщим
-Что вы узнали о вводных словах?
-На какие группы по значению делятся вводные слова?
- Как на письме выделяются вводные слова?

Домашнее задание: §60, упр.368

Жду ваших фоторабот в контакте.

Урок 06.04.2020

Тема: Вводные конструкции.-Здравствуйте!  Запишите число и классная работа в тетради.
- Китайская мудрость гласит так:Скажи мне, и я забуду;
Покажи мне, и я запомню;
Вовлеки меня, и я научусь.
- Как Вы понимаете эти слова?
 -Верно, необходимо самому освоить деятельность, тогда легко будет вам добывать знания, чем мы и займемся на уроке. Какие поставим цели?-Запишите тему урока «Вводные конструкции».Вводные слова — это слова или сочетания слов, при помощи которых говорящий
выражает свое отношение к содержанию высказывания: «Погода, к счастью, наладилась».
указывает на последовательность изложения: «С одной стороны, Павел прав».указывает на источник сообщения: «По-вашему, погода наладится?»Признаки вводных слов и конструкций:·        они не зависят ни от одного слова в предложении, и поэтому к ним нельзя задать вопрос от других членов предложения;
·        они не являются членами предложения;
·        их можно заменить синонимичными вводными словами или сочетаниями;
·        их можно опустить из текста без потери смысла.
Вводные слова выделяются в устной речи интонацией вводности: паузами, понижением силы голоса и более быстрым произношением вводных слов, в письменной речи — запятыми.
Пример:«Кажется, гроза надвигается». «Наши дела, по-моему, не так уж и плохи».Значения вводных слов и сочетаний  
Значение
Вводные слова
Примеры
Оценка достоверности содержания сообщения
а) Уверенность: разумеется, бесспорно, несомненно, без сомнения, безусловно, конечно, действительно, в самом деле, правда, само собой...

б) Неуверенность: кажется, вероятно, возможно, пожалуй, видно, по-видимому, как видно, верно, может быть, должно быть...
Победит в конкурсе, несомненно, наш класс.
  
Теперь, видимо, дожди зарядят
Различные чувства (радость, сожаление, огорчение, удивление и др.)
К счастью, на счастье, к радости, к несчастью, к сожалению, к стыду (кого-либо), к досаде, на беду, на удивление, как на грех...
И тут я, как на грех, заблудился.
  
Игорь, к изумлению окружающих, горько заплакал
Источник сообщения
По сообщению кого-либо, по словам кого-либо, по мнению кого-либо, по-моему, по-твоему, с точки зрения кого-либо, говорят, на мой взгляд...
Это здание, на мой взгляд, ничем не отличается от того
Порядок мыслей и их связь
Во-первых, во-вторых, наконец, итак, следовательно, значит, напротив, таким образом,  наоборот, например, к примеру, кроме того, к тому же, притом, с одной стороны, с другой стороны, впрочем, между прочим, в общем, кстати...
Кстати, ты не забыл, что сегодня экзамен?

Следует различать вводные слова, грамматически не связанные с предложением, и те же слова, выступающие в роли членов предложения. 
Слова, которые никогда не являются вводными:Авось, большей частью, будто, будто бы, вдобавок, вдруг, ведь, вообще, вряд ли, всё же, всё равно, всё-таки, даже, едва ли, именно, иногда, как будто, как бы, как раз, к тому же, лишь, на редкость, непременно, неужели, определённо, особенно, отчасти, пока, положительно, по-прежнему, почти, приблизительно, примерно, притом, просто, пускай, пусть, разве, решительно, словно, тем не менее, только, якобы...
    1. Спишите текст и вставите вводные слова  в текст по смыслу
 МОРЕ
Вы, ………, видели, друзья мои, море и любовались им в различное время дня и ночи. Море — капризное дитя природы. Море поражает, ….., своей величавостью, ……, беспредельной далью, ….., меняющейся окраской и, ……, постоянным глухим шумом прибоя волн. С криком носятся над ним белые чайки. Ни степи, ни леса, ни горы — нет, ничто не привлекает меня больше моря.Море, ……, очаровывает вас. В нем тонет все: и облака, и небо, и звезды, В пене волн играют переливы синего неба, серебристый блеск месяца и золотистые отражения ярких электрических фонарей. А как красиво море ночью! Стоит темная ночь. Вот показывается из-за туч полная, румяная стыдливая луна-чародейка. Она проливает свой мягкий свет и отражает его в море красной полосой, которая кажется обагренной кровью дорогой.Увы! Я давно не был на море и снова хочу побывать на его берегах  Слова для справок (вероятно, во-вторых, в-третьих,  разумеется, во-первых,  наконец.)
Различай! Одни и те же слова могут быть вводными и нет. Вводные слова выделяются запятыми.2. Задание: найдите вводные слова, поставьте недостающие знаки препинания.1.     К счастью серьёзных ошибок допущено не было.
2.     Это испытание казалось никогда не закончится.3.     Может быть мы увидимся снова дорогой друг.4.     И дорожки и клумбы и вероятно крыша тер..а..сы всё было мокрым от дождя.5.     Человек  говорят ко всему привыкает.Обобщим полученные знания:
  • Вводные слова могут
  1. выражать чувства говорящего,
  1. выражать оценку говорящим степени реальности сообщаемого,
  1. указывать на источник сообщаемого,
  1. указывать на связь мыслей, последовательность изложения,
  1. содержать оценку того, о чем говорится,
  1. выражать экспрессивность высказывания.
  • Вводные слова выделяются запятыми. Союз а(но) не отделяется запятой, если образует единое целое.
  • Вводные предложения могут выделяться запятыми, а также тире и скобками(если предложения содержат добавочные замечания, пояснения, указания)  
Домашнее задание: §59. упр. 363
Классную работу и домашнюю работу фотографируем и отправляем мне в ВК

Урок 18.03.2020

Тема: «Распространенные обращения. Выделительные знаки препинания при обращении».
Прочитайте слова песни С. Ротару «Родина моя».Над тобою солнце светит,Родина моя,Ты прекрасней всех на свете,Родина моя! 
- Какие ассоциации вызвала у вас вступительная песня?- Кому обращены слова автора песни?- Прочитайте предложения выразительно. –
- Что вы выделили голосом?- Что такое обращение?
Начертите в тетради таблицу
Отметьте у себя в  в тетради плюсами тот материал, который вам известен (+), подзабыли что-то (-) и тот, который еще не изучали (?) 
   Фрагменты правила «Обращение - это…»

            Звательная интонация

         Оценочная роль    

Не является членом предложения   

Выделяется  запятыми, восклицательным знаком

Р       Распространенное и нераспространенное обращение


 - Что мы еще не знаем об обращении и должны изучить, чтобы правильно писать предложения с обращением?(Сегодня на уроке мы продолжим работу по изучению синтаксиса и пунктуации, а так как в предложении кроме второстепенных членов  встретилось обращение, то темой, возможно, будет изучение «Обращения».Значит,  наши цели: повторить сведения об обращении, изученные в 5-7 классах, узнать что-то новое, формировать умение находить обращения в предложениях, определять правильную расстановку знаков препинания при обращении).
- Да, ребята, сегодня нам предстоит работа по систематизации знаний об обращении. Молодцы, вы сами определили тему урока: “Выделительные знаки препинания при обращении. Обращение распространенное и нераспространенное”.
- Ребята, я сегодня вам предлагаю провести исследовательскую работу, в процессе которой мы должны достичь определенной цели. Как вы думаете, какой цели? (видеть обращения в предложении и правильно расставлять знаки препинания.)
- Где вы сможете применить полученные знания?Запишите тему урока. 
Изучение нового материала
§55 и 56
Ответы вами заносятся  в кластер,  в котором  должна быть отражена основная мысль вашего исследования (рисуем солнышко, в центре слово обращение) Обращение выражается именем существительным в форме именительного падежа, а также субстантивированным прилагательным, причастием или числительным: Припомнитесь, тридцатые! (Р. Рождественский) Больной! На укол! Отдыхающие! Вашему вниманию предлагаются экскурсии.    -Расставьте  знаки препинания, пропущенные буквы, раскройте скобки. Найдите обращения, определите оно  распространенное или нераспространенное.Оод…ночествокак твой характер крут! (Б.Ахмадулина)Тебе  Москва  пережитое за полст…летьяо…даю. (П.Антокольский)Что ты  осень  наделала с нами? (Н.Заболоцкий)О мысль  тебе удел цв…тка! (Е.Баратынский)Прощай  дом! Прощай  старая жизнь! (А.Чехов)Мать-земля моя родная
          Сторона моя лесная
          Край недавних детских лет
          Отчий край  ты есть иль нет? (А.Твардовский)Прощ…й  (не) мытая Россия
          Страна рабов  страна господ
          И вы мундиры голубые
          И ты  им преда(нн, н)ый народ. (М.Лермонтов)Характеристика обращений.- Характеризуя обращения, вы отмечали, распространенное оно или нераспространенное. Итак, что такое распространенные обращения?  Работа с учебником
§56
- Чем отличается обращение от распространенного обращения? Ответ запишите в тетрадь
 Запишите в тетради только ответы (цифрами)
Задание ОГЭ № 10  ОБРАЩЕНИЕ  -
 В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую (-ие) запятую(-ые) при обращении.1.  – Я повезу ягоды в город,(1) продам и куплю тебе пряник.    – Конём,(2) баба?    – Конём,(3) конём. Сам он белый-белый,(4) а грива у него розовая,(5) хвост розовый,(6) глаза розовые,(7) копыта тоже розовые.Ответ:_________________________________ 2. Даша легонько трепала его за холку и говорила:– Возьми,(1) Бим,(2) возьми.Голос у Даши мягкий,(3) душевный,(4) тихий и,(5) казалось,(6) спокойный,(7) руки тёплые и нежные,(8) ласковые.Ответ:__________________________________ 3.  – С ним тебе,(1) Асенька,(2) будет,(3) конечно,(4) сподручнее,(5) чем со мной: он и от собак отобьётся,(6) и мальчишкам в обиду не даст.Ответ:___________________________________ 4.  – Нет,(1) брат,(2) я стянул их с лотка на базаре. Никто не замелил.– Ты,(3) значит,(4) их украл?Ответ:___________________________________ 5. Однажды,(1) когда бабушка стояла на коленях,(2) сердечно беседуя с Богом,(3) дед,(4) распахнув дверь в комнату,(5) сиплым голосом сказал:– Ну,(6) мать,(7) посетил нас Господь,(8) – горим!Ответ:__________________________________ 6. В юности у меня тоже были подобные мысли,(1) доводившие меня до сумасшествия. Но это,(2) милостивый государь,(3) вздор.Ответ:__________________________________   
Верно ли это утверждение? Ответ запишите в тетради
1  Обращение – это слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращаются с речью (да)2. Обращение произносится с особой, звательной интонацией (да)3. В предложении обращения могут быть главными членами предложения (нет)4. Обращение имеет форму именительного падежа(да)5. Обращения могут быть распространенными и нераспространенными(да)6. Обращения могут быть только одушевленными именами существительными (нет)7. Обращение может находиться в любой части предложения(да)8. Обращение выделяется запятыми или восклицательным знаком (да) Домашнее задание: § 55,56 упр.347
 ЗаключениеВспомним строчки стихотворения известного русского поэта Пушкина. Вместо точек вставьте распространенное обращение. 
“…, прекрасен наш союз!” Спасибо за работу! 
   Фрагменты правила «Обращение - это…»

            Звательная интонация

             Оценочная роль    

Не         Не является членом предложения   

Вы         Выделяется  запятыми, восклицательным знаком

Р       Распространенное и нераспространенное обращение




Урок 19.03.2020

Тема: Составление делового письма.
Наша последняя изученная тема – «Однородные члены предложения». Скажите, на данных схемах они присутствуют?
1) О О и О и О
2)  О зато О
3)  не только О но и О
4)  как О так и О
5)  ни О ни О ни О О
6)  О и О О и О
Запишите схемы в тетради и расставьте знаки препинания в схемах.

- Докажите, являются ли выделенные слова однородными членами предложения.
1. По вечерам на плотине любила собираться молодежь.
2. Вокруг была снежная пелена да безмолвная степь.
3. Кипела, торопилась, грохотала жизнь. (И. Тургенев).
4. По улице ветер гнал перья, стружки, пыль (А. М. Горький).
5. Она слушала его со страхом и жадно (А. М. Горький).
6. Мрачный бор угрюмо молчит и воет глухо (И. Тургенев).
7. Мы знакомы с разными видами делового письма: автобиографией, объявлением, распиской.
- Почему в последнем предложении стоит двоеточие? Ответы запишите в тетрадь

-Как вы понимаете термин «деловое письмо». Ответ запишите в тетрадь.
-Для чего оно нужно?
Деловые бумаги занимают все большее место в жизни современного человека. Возрастает роль правильно оформленных документов в профессиональном определении, успешном трудоустройстве, поскольку о грамотности и способностях человека судят и по написанным им документам. Трудно сегодня представить молодого человека, не умеющего писать заявление, составлять расписку или заполнять бланк доверенности.

С правилами оформления каких видов деловых бумаг вы уже знакомы?
- Выдержки из каких видов документов приведены?

1. Я, Иванов В.И., взял  03.10.2013 г. напрокат велосипед  у Петрова К.Ю. и обязуюсь вернуть его 04.10.2013.

2. 14 февраля 2014 г.  в 12.30 в  школе состоится     праздничный концерт,     посвященный Дню святого Валентина.

3. Я, Сидорова Нина Петровна родилась 10.05.1958 года  в г. Ульяновске. В 1965 г. поступила, а в 1975 окончила школу №5…

4. Мой сын Николай Антонов   пропустил     занятия в школе 25.01.2014 г.  по семейным обстоятельствам.

Ответы запишите в тетрадь

-  Сегодня на уроке мы научимся правильно составлять и заполнять заявление, разберём,  как правильно располагать на листе текст.
- Из скольких частей они состоят?
Есть еще некоторые особенности:
- не пишем предлог  от
- пишем полное имя составителя
- слово заявление пишем с маленькой буквы по середине страницы
- первую точку ставим после слова заявление
- текст заявления начинаем писать с красной строки со слова Прошу
- дату составления заявления указываем полную (число, месяц и год)


Образец!!!!
           Директору школы
             Федотову Ивану Петровичу                                
          !ученика 8 класса «Г»
               Дерюгина Ивана
заявление.
    Прошу освободить меня от занятий в школе на 3 декабря 2010 года для ухода за больной бабушкой.

     07.02.14.                                                                             ________________  /Дерюгин/



Найди и исправь ошибки в документе. Запиши правильно оформленное заявление в тетрадь

1.  Директору библиотеки
Н.В.Королёвой
от  И.Д.Мироновой,
проживающую по адресу:
проспект Ленина 5, кв. 3

                                     Заявление
Прошу записать мою дочь Миронову Татьяну в библиотеку.

2012 г.


2                                     Директору МБОУ «СОШ №54»
                                          Антоновой А. А.
                                      от  Иванова В.А. заявление.
Прошу предоставить мне ежегодный оплачиваемый отпуск с 1 июня 2013 года.

15.06.2013 г.

  ______________                                     (Иванов Валерий Андреевич)

         (подпись)


Домашнее задание: Составить своё заявление в тетрадь



Урок 20.03.2020


Тема: Выделительные знаки препинания при обращении.
Употребление обращений.
Цели: знакомство со способами выражения обращения, правилами выделения обращения в устной речи (звательная интонация) и на письме (выделительные знаки препинания). Умение находить в предложении обращение, употреблять его с учётом речевой ситуации.

- Прочитайте:
- Батюшка! Петр Андреевич! – кричал дядька. – Не покинь меня на старости лет среди этих мошен…»
- А, старый хрыч! – сказал ему Пугачев. – Опять бог дал свидеться. Ну, садись на облучок.
- Спасибо, государь, спасибо, отец родной! – говорил Савельич усаживаясь.

Беседа:
- Из какого произведения этот отрывок, кто автор?
- Назовите слова, с которыми герои обращаются друг к другу.
- Как называются эти слова? Как называются слова, с которыми мы обращаемся к кому-нибудь с речью?
- Что такое обращение?
-Что мы с вами уже знаем об обращении?

Изучение нового материала.
- Дополним наши сведения, прочитав теоретический материал учебника.
Работа над теоретическим материалом. (§ 57,58)


Практическая работа по теме урока.
1. Запишите предложения. Определите, чем является слово «красавица» в обоих предложениях.
*Не пой, красавица, при мне
Ты песен Грузии печальной ... (А. Пушкин)

*Пройдет любовь, настанет скука,
Красавица полюбит вновь. («Кавказский пленник» А.Пушкин)
Вывод. - В каком предложении слово «красавица» играет синтаксическую роль?                                       - А в каком слово синтаксически не связано с другими членами предложения?                                      - Чем еще они отличаются друг от друга? Разной интонацией. В первом предложении  -  интонация звательная. Обращение   грамматически и интонационно обособлено.                                -  Какова основная функция обращения? Называние того, к кому обращаемся с речью.
2. Спишите, расставьте знаки препинания в предложениях, найдите обращения. Подпишите над обращением букву о
1) Барин не прикажешь ли воротиться?
2) Свет ты мой послушай меня старика.
3) Что это сударь с тобой сделалось?
4)  А ты мой батюшка не печалься.
5) Тесней о милые друзья тесней наш верный круг составим.
6) Звезды вы ясны, как счастье моё!

 3. Распространите обращения прилагательными (см. Слова для справок) и запишите предложения. Устно.
(: ) участники конференции, просим вас пройти регистрацию в кабинете №5.
(: ) друг! Эта книга поведёт тебя в мир удивительных приключений.
(: ) мама, я очень скучаю.
Слова для справок: уважаемый, дорогой, милый.
- Почему к каждому из обращений вы подобрали именно то или иное определение?

4. Придумайте и запишите предложения с обращениями, чтобы в качестве обращений выступали:
- имя, отчество
- наименование по месту жительства;
- родственным или иным отношениям;
- кличка животного

5.  Спишите предложения  и разберите их  по следующему плану:
План:
1.найдите обращения, расставьте знаки препинания,
2. выясните значение обращений (собственное имя, название лица по общественному положению, по профессии, по возрасту, по родству и т.д.),
3. определите способы выражения обращений,
4.определите роль обращений в тексте (повышение выразительности речи, характеристика адресата речи, выражение отношения к адресату речи).
1)Соседушка мой свет! Пожалуйста, покушай. (Кр.)
2) Ты что же молодчик оброка не платишь? (С.-Щ.)
3)Звезда печальная вечерняя звезда твой луч осеребрил увядшие равнины и дремлющий залив и чёрных скал вершины. (П.)
Итоги урока.
- Что такое обращение?
- Каковы правила пунктуации при обращении?
- Что вы запомнили про употребление обращений?
-Какие этикетные формы обращения в официальной обстановке вы знаете?
- В чём состоит особенность обращений у иностранцев?
Домашнее задание: §58, упр. 359 или составить диалог (письменно) по одной из указанных тем, используя в нём обращения, соответствующие речевой ситуации, указанной в теме (возможные темы: «Семья за ужином», «На школьной перемене»)

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Список обязательного чтения по литературе на лето

 Н.М.Карамзин «Бедная Лиза» А.С.Грибоедов «Горе от ума» А.С.Пушкин «Евгений Онегин» М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени» Н.В.Гоголь «Пе...