Родной язык (русский)

Урок 15.05.2020


Итоговая контрольная работа по родному языку (русскому) для 8 класса

1.               В какой период возникли общеславянские слова?
а)               До V века н.э.
б)              До VI века н.э.
в)               До VII века н.э.

2.               До какого века существовал древнерусский язык?
а)               До XV века
б)              До XIV века
в)               До XI века

3.               Как называются слова, возникшие в период существования древнерусского языка?
а)               Историзмы
б)              Общеславянские слова
в)               Древнерусские слова

4.               Какие слова называются собственно русскими?
а)               Слова, возникшие в языке с XIV века
б)              Слова, возникшие в языке с XV века
в)               Слова, возникшие в языке с IV века

5.               Выберите утверждения, которые вы считаете верными:
а)               Исконное слово – это основное слово данного языка, вошедшее в его первоначальный словарный состав или образовавшееся впоследствии на основе лексического материала языка.
б)              Исконное слово – это основное слово данного языка, вошедшее в его первоначальный словарный состав; все слова, образовавшиеся впоследствии на основе лексического материала языка, не являются исконными.
в)               Собственно русский пласт включает слова, возникшие после XVII века.
г)               К исконно русской лексике относят все слова, пришедшие в современный русский язык из языков предков.

6.                 Выберите утверждение, которое вы считаете ложным:
а)               В далеком прошлом в русский язык вошли первые заимствованные слова из индоевропейского и праславянского языков.
б)              Одними из самых распространенных и органично вошедших в русский язык заимствований являются старославянизмы, потому что они вошли в наш язык из близкого славянского языка.
в)               В эпоху правления Петра I активно заимствовались слова из голландского, немецкого языков, связанные с мореходством, судостроением, военным делом: штурм, орден, верфь, гавань и др.
г)               Слова, заимствованные из других языков в результате языковых контактов, составляют меньшую часть всего словарного состава русского языка.

7.                Выберите утверждение, которое вы считаете верным:
а)               Старославянский был устным языком славянских народов.
б)              Примером старославянизма может служить слово дерево.
в)               Старославянизмы закрепились в русском языке и вытеснили исконно русские слова с тем же значением.
г)               Примером старославянизма может служить слово врата.

8.               Выпишите слова, имеющие признаки старославянизмов, и запишите соответствующие им исконно русские слова.
а)               Раздался звучный глас Петра.
б)              Бразды пушистые взрывая, летит кибитка удалая.
в)               Росли мы вместе; нашу младость вскормила чуждая семья.
г)               Как грустны сумрачные дни беззвучной осени и хладной!

9.               Какая группа слов – это собственно русские слова?
а)               загуглить, имейл, кустарник, пшеница
б)              варенье, лепёшка, вьюга, сёмга
в)               лапша, сундук, чемодан, ненастье
г)               глава, врата, плен, алфавит

10.            Найти пары, в которых верно подобраны русские синонимы к иноязычным словам:
а) афоризм – предложение;    б) аллегория – иносказание; в) эрудиция – начитанность;  г) реформа – обсуждение.

11.            Подберите к заимствованному слову идеальный соответствующее русское слово
а) пошлый     б) безупречный          в) напряженный

12.            В каком ряду в обоих словах верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
а)               срЕдства, облегчИть
б)              щАвель, включИм
в)               красивЕе, повторИт
г)               инАче, собрАла

13.  В каком ряду в обоих словах верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
а)               кУхонный, обеспЕчение
б)              договОр, позвОнит
в)               катАлог, началА
г)               тортЫ, прАвы

14. Нормы сочетаемости слов нарушены в словосочетании:
а)               констатировать о необходимости поездки
б)              аргументировать положения доклада цифрами
в)               беспокоиться о дочери
г)               скучать по близким

15. Слово ответчик,  употреблённое юристом, - это:
а)               диалектизм
б)              жаргонизм
в)               профессионализм
г)               термин

16. Соотнеси слово и род.
1.               Миссисипи
а)               Средний род
2.               Токио
б)               Мужской род
3.               Онтарио
в)               Женский род


17. Укажите грамматически правильное продолжение предложения Тщательно подготовившись к выступлению,
а)               речь оратора тем не менее должна напоминать импровиза­цию.
б)               в речи оратора должны быть удачные примеры, образы, юмор.
в)               у хорошего оратора речь образная, эмоциональная и в то же время логичная.
г)               оратор произнёс убедительную речь.

18. Укажите предложения с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
а)               Вы оплатили проезд в автобусе?
б)              Ученые хотели вникнуть и познать все тайны природы.
в)               Эти люди не теряли уверенности в успехе, даже в случае неудач.
г)               Вопреки ожиданиям и установившимся правилам, было решено отменить дополнительные каникулы.

 19. Укажите предложения с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
а)               Железнодорожный состав отправился в рейс согласно расписанию.
б)               В рассказе «Попрыгунья» Чехов осуждает прежде всего праздность.
в)               Одному из героев романа, ищущим смысла жизни, открывается путь к внутренней свободе.
г)               Кто бы ни приезжал в наш городок, все поражались чистоте и опрятности, в какой содержатся дворы, улицы, пристань.

20. Определите стили текстов. К буквам, стоящим около текстов, подберите соответствующие цифры:
1.               научный стиль;
2.               разговорный стиль;
3.               художественный стиль.
А. На белом фоне березняка, весь освещённый солнцем, стоял лесной гигант. Как он был хорош! Длинная горбоносая морда была высоко поднята. Огромные рога напоминали вывороченные корни дерева. Сам тяжёлый, грузный, а ноги тонкие, стройные, словно у скакового коня. (Ю. Яковлев.)
Б. Сначала все было тихо, нормально, я уже собирался было лечь, да вдруг как сверкнет молния, бабахнет гром! И с такой силищей, что весь наш дом задрожал. А потом разверзлись хляби небесные. Я уже подумал, не разломалось ли небо над нами на куски, которые вот-вот обрушатся на мою несчастную голову.
В. Вода – бесцветная, легко подвижная, безвкусная жидкость. Она не имеет запаха.

21. Определите, к какому стилю принадлежит приведенный ниже текст:
а)               разговорному
б)              художественному
в)               газетно-публицистическому
г)               официально-деловому
д)              научному
Разговорная речь широко использует просодические средства для выделения различных по степени важности элементов высказывания. Наиболее динамически выделенными во фразе являются слова, принимающие на себя синтагматическое ударение, они, как правило, являются смысловым центром высказывания, коммуникативным ядром.

22.  Главная задача научного стиля речи:
а) сообщение научных сведений, научное объяснение фактов
б) непосредственное повседневное общение
в) изображение и воздействие на читателя

23. К какому стилю речи относятся эти жанры речи: реферат, тезисы, монография?
а)               официально-деловой     б) научный          в) публицистический     г) официально-деловой

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Список обязательного чтения по литературе на лето

 Н.М.Карамзин «Бедная Лиза» А.С.Грибоедов «Горе от ума» А.С.Пушкин «Евгений Онегин» М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени» Н.В.Гоголь «Пе...