Обществознание

Урок 28.04.2020

Тема: Итоговая контрольная работа.
Ребята,вот и закончилась последняя глава учебника обществознание 8 класс.
Решите итоговую к/р. Скан или фото работы выслать мне на страницу ВК:https://vk.com/id80295824.

 Итоговая контрольная работа по обществознанию
8 класс
Часть 1
 
 
А1. В узком смысле слова под обществом надо понимать
1)социальную организацию страны
2) территорию, имеющую четкие границы
3)  конкретный этап в развитии народа
4) часть материального мира
А2. В широком смысле слова под обществом надо понимать
1) группу любителей почтовых марок
2) совокупность форм объединения людей
3) учеников средней школы № 4
4) всех жителей данного города
А3. Верны ли следующие суждения об обществе?
А Понятие «общество»  применимо к любой исторической эпохе.
Б. Общество возникло раньше, чем появилось государство.
1) верно только А       
2) верно только Б             
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А4. Человека от животного отличает
1) способность мыслить 
2) наличие инстинктов
3) развитая кисть руки
4) наличие мозга
А5. Что свойственно человеку и животному?
1) целенаправленная деятельность
2)  наличие развитого мозга
3)  наличие инстинктов и рефлексов
4) членораздельная речь
А6. Верны ли следующие суждения о природе?
А. Природа – совокупность естественных условий обитания человека.
Б. Природа – это мир, созданный человеком.
1) верно только А       
2) верно только Б             
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А7. Что из перечисленного относится к политической сфере общества?
1) выплата пенсий
2) выставка картин
3) продажа акций завода
4) съезд партии
А8. К сфере политико-правовых отношений можно отнести контакты между
1) милиционером, едущим в автобусе, и пассажирами автобуса
2) владельцем угнанного автомобиля и участковым милиционером
3) молодым человеком и инвалидом в метро
4) кандидатом в депутаты и учителем в школе, где учится его сын
А9. Верны ли следующие суждения о сферах общественной жизни?
А. Духовная сфера включает отношения по поводу производства, распределения, обмена и потребления.
Б. Социальная сфера охватывает отношения между гражданином и органами власти.
1) верно только А       
2) верно только Б             
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А10. К. – небольшой островок, оторванный от цивилизации. Его жители собирают плоды, ловят рыбу, сами изготавливают себе одежду и домашнюю утварь. Они живут большими семьями, главами которых являются старшие мужчины. Распоряжение главы семьи является обязательным для домочадцев. К какому типу относится общество К.?
1) индустриальному
2) информационному
3) постиндустриальному
4) традиционному
А11. Верны ли следующие суждения о типах общества?
А. Для традиционного общества характерна развитая система промышленного производства.
Б. В индустриальном обществе основной отраслью экономики является сельское хозяйство.
1) верно только А       
2) верно только Б             
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А12. Какая тенденция является основой в развитии современного общества?
1) миграция
2) глобализация
3) милитаризация
4) деградация
А13. Что из перечисленного относится к глобальным проблемам человечества?
1) переход к постиндустриальному обществу
2) развитие массовой культуры
3) глобализация мировой экономики
4) исчезновение биологических видов
А14. Учитель на родительском собрании, говоря о Васе П., отметил его способность контролировать своё поведение, нести ответственность и решать проблемы, подчеркнул его сильную волю и самостоятельность в поступках. То есть он охарактеризовал Васю как
1) индивида
2) личность
3) субъекта
4) индивидуальность
А15. Начальным элементом процесса познания является
1) ощущение
2) восприятие
3) умозаключение
4) суждение
А16. К объектам материальной культуры относятся
1) нормы поведения
2) книги
3) церемонии
4) традиции
А17. Верны ли следующие суждения об элитарной культуре?
А. Элитарная культура является достоянием привилегированной части общества.
Б. К элитарной культуре можно отнести телесериал.
1) верно только А       
2) верно только Б             
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А18. У представителей этого типа культуры, как правило, нет автора. Она включает мифы, легенды, эпос, песни и танцы. О каком типе культуры идёт речь?
1) о массовой культуре
2) о народной культуре
3) об элитарной культуре
4) о поп-культуре
А19. Категории «добро» и «зло» относятся к
1) искусству
2) морали
3) образованию
4) религии
А 20. Верны ли следующие суждения о социальном статусе?
А. Каждый человек выполняет только одну социальную роль в определённый период своей жизни.
Б. Социальный статус человека определяется при его рождении и не может быть изменён в течение жизни.
1) верно только А       
2) верно только Б             
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Часть 2.
 
   При выполнении задании с кратким ответом (В1 – В5) ответ необходимо записать в месте, указанном в тексте задания  
В1. В приведённом списке указаны черты сходства и отличия понятий народная и массовая культура. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.
1) авторство произведений культуры не может быть установлено
2) произведения доступны для восприятия без дополнительной подготовки зрителя
3) широкий охват аудитории
4) возникла в связи с появлением СМИ
 
Черты сходства Черты отличия    
 
В2. Установите соответствие между общественной сферой и отношениями, которые она регулирует: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.
 
ОТНОШЕНИЯ СФЕРЫ ОБЩЕСТВА    
А) поставщика сырья и производителя товара 1) экономическая    
Б) избирателя и кандидата в депутата 2) политическая    
В) лидера парламентской фракции и члена партии    
Г) покупателя и продавца  
   Запишите в таблицу выбранные цифры.
 
А Б В Г    
 
В3. В стране Н. был проведён социологический опрос граждан. Им был задан вопрос: «Как вы считаете, свободны ли современные СМИ от государственного контроля?» Результаты опроса приведены в таблице.
 
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ КОЛИЧЕСТВО ГОЛОСОВ ОПРОШЕННЫХ  
(в %)    
Полностью свободны 12    
По большей части свободны 34    
По большей части находятся под контролем общества 35    
Полностью контролируются государством 10    
Затрудняюсь ответить 9  
   Проанализируйте данные таблицы. Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе данных таблицы, и выпишите в строку ответа цифры, под которыми они указаны.
1) Мнения по заданному вопросу опрошенных граждан разделились примерно пополам.
2) Каждый пятый считает СМИ абсолютно свободными от государственного контроля.
3) Каждый десятый опрошенный считает, что СМИ находятся под абсолютным контролем власти.
4) Около половины опрошенных граждан считают, что СМИ находятся под полным или частичным контролем государства.
5) Большинство опрошенных считает, что СМИ находятся под полным контролем государственной власти
В4. Ниже приведён ряд характеристик. Все они, за исключением одной, относятся к описанию потребностей человека в безопасности. Найдите и выпишите номер характеристики, выпадающей из этого ряда.
1) стремление сохранить свою жизнь, 2) обезопасить своё жилище от вторжения, 3) потребность в отсутствии насилия над личностью, 4) потребность в воспроизводстве рода, 5) уверенность в завтрашнем дне. 
В5. Укажите правильную последовательность элементов процесса познания, распределив мыслительные операции от простейших к более сложным
1) умозаключение
2) ощущение
3) суждение
4) восприятие
5) представление



Урок 21.04.2020

Тема: Мировое хозяйство и международная торговля. 

Мировая экономика - это совокупность национальных хозяйств, находящихся в постоянной динамике, движении, функционирующих по согласованным правилам 

Начиная изучение новой темы мне бы хотелось обратиться к истории, чтобы ответить  на вопрос – что такое мировое хозяйство

В середине XIX в. английский экономист Д. Рикардо использовал следующий пример – Англия и Португалия вели между собой торговлю вином и сукном. В Португалии производить и вино, и сукно было дешевле, чем в Англии. И Португалия могла обеспечить этими товарами обе страны. В действительности Португалия стала специализироваться на производстве вина, а Англия – сукна. К началу XXI века в Западной Европе практически не осталось крупного производства, требующего больших трудовых затрат, а также наносящих ущерб окружающей среды. Зато объем такого производства вырос в странах Юго-Восточной и Южной Азии. Здесь выпуск продукции гораздо дешевле из-за наличия дешевой рабочей силы, сырьевой базы, низких налогов и неразвитого экологического законодательства. (слайд №11)

На основе этих примеров попробуйте дать определение – что такое мировое хозяйство?

Мировое хозяйство – это система международных экономических отношений, связывающая национальные экономики;

Мировое хозяйство – совокупность национальных хозяйств, связанных политическими и экономическими отношениями.

С понятием мировое хозяйство тесно связан термин “внешняя торговля”.

Внешняя торговля зародилась еще в глубокой древности. Хотя в условиях натурального хозяйства во внешнеторговый оборот поступала незначительная часть продукции. Но и тогда внешняя торговля была необходима многим странам. Вспомните, почему древние греки основывали колонии по всему Средиземноморью - из колоний в метрополию везли хлеб, а из метрополии — оливковое масло, вино, ремесленные изделия.

Причин, которые вызвали к жизни внешнюю торговлю, немало. Во-первых, страны мира различаются по географическому положению, природно-климатическим условиям (например, по запасам полезных ископаемых, размерам и качеству плодородных земель и др.). Товары, которые не находят спроса внутри страны, могут быть выгодно проданы за ее пределами. Так, в Средние века в Европе ценились пряности, которые повсеместно выращивались в странах Востока. Другой пример: представьте себе, что в Англии пришлось бы отказаться от традиционного чаепития в 5 ч пополудни. А ведь на Британских островах чай не растет. Значит, его необходимо ввозить из-за границы. Да и чашку кофе вряд ли можно было бы выпить поутру без внешней торговли со странами, где эта культура произрастает. Многие привычные продукты, изделия и материалы являются предметом экспорта и импорта. Итак, внешняя торговля — торговля между странами, состоящая из импорта (ввоза) и экспорта (вывози) товаров и услуг. Объем внешнеторговой деятельности страны, измеряемый в денежном выражении, называется внешнеторговым оборотом. Он равен экспорта + импорта за определенный период. Необходимость вести международную торговлю связана и с такими факторами, как различия в численности населения и уровне мастерства производителей местных товаров. В мировом хозяйстве сложилось международное разделение труда — специализация стран на производстве той или иной продукции, для производства которой у них имеются наиболее благоприятные условия.

Россия участвует в международном разделении главным образом как поставщик энергетических ресурсов (нефти и нефтепродуктов, природного газа), черных и цветных металлов, удобрений, лесобумажной продукции

Политика в сфере международной торговля является частью внешнеэкономической политики.

Под внешнеторговой политикой принято понимать деятельность государств, направленную на развитие торговых отношений с другими странами мира или группами стран.

Внешнеторговая политика – одна из важнейших частей внешней политики.

Если государство стремится защитить собственную промышленность и с\х от иностранных конкурентов, оно прибегает к политике протекционизма.

Зарисуйте таблицу

 

Если, наоборот, государство будет заинтересовано в большем импорте товаров, то его внешнеторговая политика будет называться – фритрейдерство, т.е. “свободная торговля”.

   Но внешняя торговля в современном мире была бы невозможна без валюты.

       В тетради у вас должны слова: «валюта», «валютный курс», «обменный курс валют», «фиксированный курс валют», «биржевой курс валют».

Обсуждение терминов посредством решения задачи.

Задача: ученик говорит сверстнику: у меня в кармане валюта. Целых 50 рублей. В ответ ему: Какая же эта валюта? Вот было бы у тебя 50 долларов – другое дело. Как считаете вы? Обсуждение, на основе которого учащиеся должны придти к выводу, что валюта – это любая разновидность денег, находящихся в обращении.

Для осуществления обмена валют важным показателем является валютный курс – это цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежных единицах другой страны.

Пример: стоимость 1 поездки в на автобусе в Солнечном городе будет стоить 10 песо, а в Цветочном городе 30 фунтов. Соотношение составит 1:3, а значит 1 песо будут стоить 3 фунта.

Существуют различные курсы валют: фиксированные (устанавливает государство) и биржевой (устанавливаются теми, кто покупает и теми, кто продает). В отношении валют действуют законы рынка Спрос > предложения = повышение курса

Спрос < предложения = снижение курса

Для закрепления определения и всего материала подтемы, рационально решить ряд несложных задач.

Вы собираетесь поехать отдыхать в Болгарию. Планируете потратить в течение 14 дней 25 000 рублей, сколько это левов (денежная единица Болгарии), если обменный курс 1 рублю = 0,03 лева (1 лев = 35,15 рубля)

Вы собираетесь поехать в Англию, какую валюту вы возьмете евро, доллары, фунты стерлинги? Представьте себе, что ни в одном обменном пункте не оказалось фунтов стерлингов и вам предложили доллары или евро. Выберите выгодный курс, если 1 фунт стерлинг = 1,58$ или 1,28 евро.

В качестве подведения итога изучения подтемы необходимо сделать вывод - для того чтобы курс национальной валюты оставался стабильным, экономика страны должна быть конкурентоспособной.

3. Подведение итогов

3.1. Подтвердите или опровергните мнение Бенджамина Франклина “Торговля не разорила еще ни одного народа” - да – нет, докажите свою точку зрения.

Записать в тетрадь,то что выделено в тексте синим цветом

Домашнее задание: § 22, ответить на вопросы из рубрики «Проверь себя», выполнить задания из рубрики «В классе и дома» - Задания №2, №3 стр. 239-240)


 Урок 14.04.2020

Тема урока: Безработица, её причины и последствия.
Цели и задачи урока:
Образовательные – познакомить обучающихся с основными причинами возникновения безработицы, видами и последствиями, стимулируя интерес обучающихся к решению проблем,  возникающих вследствие безработицы;
Воспитательные - формировать у учащихся познавательную потребность, интерес к проблемам безработицы, повысить грамотность речи, учить отстаивать собственную точку зрения;
Развивающие - развивать критическое мышление учащихся через призму обобщения представляемой информации; развивать воображение, мобильность внимания.

Тип урока: удалённо
Ход урока:
Ребята ,для начала давайте проверим,как вы усвоили тему предыдущего урока: «Инфляция и семейная экономика»
Для этого перейдите по ссылке:


если по ссылке не получится,напишите мне ВК


Результат фотографируете,отправляете мне на страницу  ВК:https://vk.com/id80295824

 Эпиграфом нашего урока я выбрала слова поэта Ю Левитанского
Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пороку –
Каждый выбирает для себя.
Итак, давайте подумаем, что же выбирает для себя человек? Я думаю, вы все со мной согласитесь, что каждый человек желает, прежде всего, благополучия. Давайте мы сейчас с вами построим дерево благополучия. Из чего складывается благополучие человека? (Работа, здоровье, семья, успех, деньги, отдых, карьера….)

-А как мы будем называть человека,  который не имеет работы? (безработный)
Вот мы и подошли к теме нашего урока

Разъяснение целей и задач урока.
Сегодня нам нужно не только найти ответ на вопрос, что же такое безработица, каковы ее последствия, но и какие меры необходимо принимать для того, чтобы решить проблему безработицы. Тема безработица рассматривается не только в курсе  обществознания, но и  географии, и вы ещё не раз услышите о безработице  на других уроках, и кто знает, может, вам пригодятся эти знания при выборе будущей профессии.
Работа с понятиями.
Записываем в тетрадь то,что выделено красным цветом.
Безработица – положение в экономике, когда часть трудоспособного населения, желающая трудиться, не может найти себе работу (доходное место).
-О какой части населения говорится в определении? (о трудоспособном)
Трудоспособные граждане -  лица 16 лет и старше, желающие трудиться.
Среди трудоспособных граждан выделяют занятых и безработных.
Занятость – это деятельность граждан, не противоречащая законодательству и приносящая  доход.
К занятым относятся граждане, работающие в качестве наемных работников, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, избранные или назначенные на оплачиваемую должность, а также учащиеся школ, очных отделений вузов и других учебных заведений. Безработными признаются трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка, но стремящиеся найти работу и состоящие на учете в службе занятости. Признанному безработным выплачивается пособие, которое обеспечивает поддержку уровня доходов безработного и его семьи на время поисков работы (максимальный размер пособия ограничен уровнем средней заработной платы по стране или в регионе).
Работа с текстом и таблицами:
Социологическая служба Краснодарского края в 2008 г. провела опрос жителей Кубани. Им задавали вопрос: «Каким категориям граждан сегодня труднее всего устроиться на работу?».
Ответы опрошенных
% опрошенных
Тем, у кого нет опыта работы, в том числе выпускникам учреждений профессионального образования
24
Людям старше 45 лет
20
Людям с ограниченными возможностями здоровья
19
Женщинам с детьми
13
Пенсионерам
10
Специалистам некоторых направлений
8
Людям без высшего образования и квалификации
6

Каким категориям работников, по мнению опрошенных, наиболее трудно устроиться на работу?
Почему людям без высшего образования и квалификации легче найти работу, чем например выпускникам учреждений профессионального образования или специалистов определенных направлений?
 Скажите, ребята, а почему человек становится безработным?
В чем причины безработицы?

Причины безработицы
1.             Изменение потребительского спроса на товары и услуги
2.             Поиск или ожидание получение рабочего места
3.             Спад производства
4.             Особенности производства в отдельных отраслях

В статье 37 Конституции РФ указано: «1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. 2. Принудительный труд запрещен».
Труд в рыночной экономике носит добровольный характер. Экономическая свобода производителей и добровольность занятости в рыночной экономике приводит к тому, что трудоспособный человек не всегда может найти приемлемую для себя работу. Безработица является постоянным спутником  рыночной экономики, с которым сталкиваются практически все страны мира.

А как вы думаете, почему такая значительная роль отводится государству для решения проблемы безработицы?
Обобщение:
Итак, мы сегодня познакомились с вами с еще одним проявлением экономической жизни общества – безработица. Каковы причины безработицы? К каким последствиям приводит безработица?

Закончить урок я хотела бы строками которые стали эпиграфом нашего урока:
Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пороку –
Каждый выбирает для себя. 
я желаю вам быть благополучными!
Подведение итогов урока:


           То,что у вас должно быть записано в тетради:

1.     Запишите определение понятий.
Безработица - _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Занятость - ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.      


Заполните пробелы в схеме.

Виды безработицы

?_____________

?______________


?_______________

?______________
Сущность:














Сущность:






Сущность:
Сущность:

3.     Причины безработицы:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.     Последствия безработицы для общества:
Экономические
Социальные

















Впишите перечисленные примеры в соответствующую графу таблицы:
·       потеря квалификации работниками, не имеющими работы в течении длительного времени;
·       снижение уровня доходов семей;
·       рост нарушений технологической дисциплины рабочими;
·       неполное использование трудовых ресурсов экономики;
·       сокращение спроса на товары и услуги;
·       рост преступности в стране.

Домашнее задание:
Выучить параграф 27
Составить памятку «Требования работодателя к современному работнику»

Урок 07.04.2020

Добрый день,восьмиклассник!

Тема нашего урока: Инфляция и семейная экономика.

Цель:рассмотреть влияние инфляции на семейную экономику и на распределение доходов между экономическими агентами; 
проанализировать функции сбережений в современном обществе; 
рассмотреть понятие потребительского кредита и основные принципы пользования потребительским кредитом;
развивать навыки логического мышления, умение выделять главную мысль в тексте, обобщать, сравнивать, делать выводы;
воспитывать коммуникативные навыки, культуру речи, навыки публичного выступления, умение находиться в социуме и прослеживать связь с жизнью.
Тип урока:    изучение нового материала
Формы работы учащихся: фронтальная, самостоятельная.
Понятийный аппарат: инфляция, реальные доходы, номинальные доходы, сбережения, банковский кредит, потребительский кредит.

Запишите в тетрадь тему и план урока.
План:
I. Номинальные и реальные доходы.
II. Формы сбережения граждан.
III. Банковские услуги, предоставляемые гражданам.


Рассмотрим пункт 1 Номинальные и реальные доходы:

Безусловно, благополучие семьи, отдельных граждан во многом зависит от уровня их доходов. Доходы, получаемые в рыночной экономике, рассматриваются как номинальные, так и реальные.

Запишите в тетрадь термин:

Реальный доход – количество товаров и услуг, которые гражданин или семья может приобрести в определённый период времени на свои номинальные доходы. Примеры. 
(записывают определение в тетрадь)
Люди последние десятилетия живут в ситуации, когда цены на товары и услуги постоянно повышаются. При этом цены растут, как правило, быстрее, чем, например, заработная плата или пенсии. 
Работа с учебником, стр. 216-217

Запишите термин в тетрадь:
Инфляция проявляется в виде долговременного повышения цен на товары и услуги,когда зарплата не успевает расти за ценами на товары.
Запишите:



Пункт 2 Формы сбережения граждан.
Во многих семьях полученный доход распадается на две части: одна предназначена для удовлетворения личных потребностей, другая образует сбережения. Как отмечают экономисты, с ростом дохода семьи растёт и сумма её сбережений.
Записываем в тетрадь:


Почему семьи создают сбережения? Для одних это условие приобретения дорогостоящих товаров (например, дачи, автомобиля и др.). Другие копят деньги на случай особых обстоятельств (например, потери трудоспособности, необходимости повышения профессионального уровня, оплаты образования). Накопления помогают людям поддерживать привычный уровень жизни, например, после ухода на пенсию. (Подумайте, какое значение имеют сбережения для россиян, живущих в условиях социально-экономических реформ.) 
Работа с документом стр. 219 
Создание сбережений – одна из функций семьи в обществе. Семья реализует эту функцию, взаимодействуя с банками, страховыми фондами. Денежные средства семьи, предоставленные этим организациям на определённых условиях, пополняют инвестиционные возможности экономики, т. е. могут быть использованы для вложения в различные объекты экономической деятельности и получения положительного социального эффекта (например, в новое строительство или расширение действующих предприятий, реконструкцию старых предприятий, строительство школ, больниц и др.). 
         Человек, имеющий свободные деньги, может вложить их в создание собственного дела или присоединить свою долю к коллективному предпринимательскому проекту. Однако это дело рискованное, далеко не всем по силам и требует, как правило, немалых средств. Многие наши соотечественники в период перехода к рыночной экономке, в условиях высокого уровня инфляции, направляли значительную часть своих сбережений на покупку валюты. 


Пункт 3.Банковские услуги, предоставляемые гражданам.
Работа с текстом учебника стр. 221-223. 
Запишите в тетрадь:
1. Какие услуги предоставляют гражданам банки?
2. Открытие и ведение банковского счета.
3. Предоставление кредитов.
4. Формы кредита.








































Урок 18.03.2020

Тема: Распределение доходов – параграф 24
Цель урока – проанализировать распределение доходов
План:
  1. Что такое совокупный доход?
  2. Причины неравенства доходов
  3. Поляризация доходов
  4. Роль государства в перераспределении доходов
 Вспомним, что такое доход .  Итак, доход – это общая сумма денег, необходимая для приобретения благ и услуг .
Откуда же берутся доходы? Источниками дохода могут быть: стр.202 схема доходы граждан, записать в тетрадь.
Из различных источников складывается совокупный доход граждан и их семей. Иными словами совокупный доход – это  сумма денежных средств и материальных благ, полученных или произведенных домашними хозяйствами за определенный промежуток времени. Запишите в тетрадь, пожалуйста, это определение.
Как вы думаете, какое количество денежных средств необходимо человеку, чтобы прожить месяц? Подумайте
А знаете ли вы, что существует конкретная сумма, установленная законом, на которую человек может прожить месяц?
Эта сумма называется прожиточным минимумом. Таким образом, прожиточный минимум – это минимальный уровень дохода, который считается необходимым для обеспечения определённого уровня жизни в стране. И даже в каждом регионе этой страны. Запишите, пожалуйста, это понятие. Так, например, прожиточный уровень в Кемеровской области по данным 2012 года составлял 5 тысяч 448 рублей, а в Ханты-Мансийском автономном округе – 10 тысяч 703 рубля, а в Москве – 9 тысяч  542 рубля.
 Почему есть разница? Как специалисты определили такие цифры?
Сумма прожиточного минимума определяется стоимостью потребительской корзины.
 Потребительская корзина представляет собой перечень необходимых продовольственных и непродовольственных товаров и услуг. Запишите, пожалуйста, это понятие.
Какие товары и услуги входят в корзину? (Молочные продукты, хлеб, крупы, бытовая химия, овощи, фрукты, жилищно-коммунальные и транспортные услуги). Всего в России в потребительскую корзину входит 35 наименований необходимых продуктов. В каждой стране разная стоимость потребительской корзины. Ее размер зависит от экономического развития государства. К примеру, в развитых странах запада в корзину входит 200 наименований товаров и услуг, а в странах Африки – не более 10.
Мы познакомились с основными понятиями. Пришло время немного отдохнуть.

Учитель: Почему  в государстве есть богатые и бедные? Почему доходы граждан не равны?
Ответы детей.
Найдем на стр. 203 причину неравенства доходов людей. Зачитайте, пожалуйста . Давайте разберемся. Вспомним, что такое факторы производства? (источники, необходимые для создания благ). Вспомним виды факторов (труд, земля, капитал, предпринимательская деятельность, информация).
Чтобы понять значение терминов «ценность» и «объем» вспомним детскую сказку «Кот в сапогах».
Мельница и осел – это капитал, как фактор производства, и, конечно же они представляют гораздо большую ценность, чем кот. Таким образом, доля наследства была неравной. А если бы одному брату досталось две мельницы, а другому только один осел, то и объем капитала был бы разным.
Влияние на доход ценности и объема факторов производства можно проследить и на других факторах производства. Например, земля. Один участок содержит полезные ископаемые, а другой нет. Или труд, когда высококвалифицированный работник получает зарплату гораздо больше, чем работник с низким уровнем образования.
Но разные объем и ценность факторов производства это только одна из причин. Давайте вновь обратимся к стр.203 и найдем еще причины. Зачитаем.
 Люди по разному используют факторы производства. Кто-то успешно, а кто-то нет. Например, в той же сказке «Кот в сапогах» - разумно использовал кота и добился успеха. Получил замок, земли и стал королем!
В реальной жизни тоже много примеров, когда человек, имея многое, например богатое наследство, спускал все в короткий срок, и снова оставался ни с чем.
Но есть, ребята, еще одна причина, по которой у людей разные доходы. Давайте найдем последнюю причину на стр. 204. Зачитаем.
Разные жизненные обстоятельства (болезнь, стихийное бедствие, нежданное наследство, открытие и т.д).
Экономисты изучают размер доход в стране, устанавливают разницу между доходами богатых и бедных людей. Чем больше разница, тем выше в обществе поляризация доходов населения. И тем это опаснее для стабильности общества.  
Недовольные люди могут выйти на улицы, взяться за оружие, начать устраивать погромы, может вырасти уровень преступности в стране.
Чтобы этого не случилось, подключается государство. Оно всегда должно контролировать ситуацию и перераспределять доходы. Помогать тем категориям населения, у которых низкие доходы. А это и пожилые люди, и многодетные семьи, и люди с ограниченным и возможностями здоровья.
Государство должно осуществлять меры социальной поддержки населения.
Перед вами схема. Начертите ее в своей тетради.
Итак, давайте приведем примеры. В помощь вам будут стр. 204.
В качестве одной из мер по увеличению заработка вы назвали установление государством минимального размера оплаты труда. В России с 1 января 2014 года эта сумма составляет 5 тысяч 554 рубля.
Таким образом, мы проанализировали как распределяются доходы граждан, выяснили, что очень важно, чтобы в странен не было большой разницы между доходами людей, т.к. это опасно для общества. Узнали много новых понятий: прожиточный минимум, совокупный доход, потребительская корзина, минимальный размер оплаты труда.
  1. Закрепление
В качестве закрепления предлагаю вам выполнить задание на слайде.
  1. Рефлексия
Сейчас я вам предлагаю оценить свою работу на уроке. Предлагаю вам высказаться, кому можно поставить «5», кому можно поставить «4»?
Сегодня мы вели разговор о доходах, о деньгах. У нас на уроке выросло свое денежное дерево. На ваших столах лежат монеты – золотые и серебряные. Вы можете выбрать себе одну из монет – золотую, если вам все понравилось на уроке, если вы получили полезную для вас информацию, которая пригодится в будущем; а серебряную – если урок был для вас не интересен.   Как только закончиться урок я вам предлагаю украсить наше дерево.  

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Список обязательного чтения по литературе на лето

 Н.М.Карамзин «Бедная Лиза» А.С.Грибоедов «Горе от ума» А.С.Пушкин «Евгений Онегин» М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени» Н.В.Гоголь «Пе...